Что такое сёги? - Оглавление / Добро пожаловать в мир сёги - Начало

Введение в сёги

(4) Свойства фигур - Часть 3

В предыдущих разделах рассказывалось о том, как ходят все фигуры в сёги, в том числе и в случае превращения. Здесь речь идёт о том, как фигуры бьют друг друга.

 

Когда фигура противника оказывается в области действия Вашей фигуры, Ваша фигура может её побить ходом в то поле, где находится эта фигура противника. (В таком случае также говорят, что Ваша фигура может "взять" фигуру противника). При этом фигура противника снимается с доски. Свои фигуры бить нельзя.

Посмотрите на рисунок слева. Ладья чёрных (сэнтэ), которая находится на поле 2h может побить пешку белых (готэ) на 2d. Такой ход запишется Rx2d ("x" означает "бьёт"). Однако ладья не может побить (взять) серебро белых (готэ), которое находится на 7h, ходом Rx7h, так как между ней и этим серебром находится собственная фигура (пика) на 4h, и ладья не может перепрыгивать через фигуры. Влево ладья может двигаться только до поля 3h. Таким образом, можно сказать, что пика на 4h ограничивает область действия собственной ладьи.

Таким же образом, пика чёрных (сэнтэ), которая на рисунке находится на поле 4h, может побить (взять) пешку противника, которая находится на 4d, ходом Lx4d. Кроме того, конь чёрных (сэнтэ), который находится на поле 8i, может взять слона белых (готэ) ходом Nx9g. Поскольку конь может перепрыгивать через фигуры, даже если бы между конём и слоном находились бы другие фигуры, они бы не ограничили область действия коня.

Когда игрок бьёт фигуру противника, сбитая фигура становится его "собственностью". То есть, эта фигура переходит к нему в резерв (в руку). Такие фигуры называются фигурами в руке (моти-гома). Поэтому в сёги выражения "побить (взять) фигуру" и "захватить фигуру" обозначают одно и то же. На рисунке фигуры в руке чёрных (сэнтэ) показаны справа от изображения доски под знаком (что обозначает "сэнтэ", то есть чёрные). Как видно, в резерве у чёрных (сэнтэ) один серебряный генерал и две пешки. Фигуры в руке белых (готэ) показываются в "перевёрнутом виде" внизу слева от изображения доски. Это обычный порядок расположения, когда диаграмма показана со стороны сэнтэ. В данном случае показано, что у белых (готэ) нет фигур в резерве ( - читается "наси", то есть "нет", обозначает готэ). Фигуры в резерве по правилам следует класть рядом с доской, чтобы противник мог все их видеть.
Короля захватить нельзя. Поскольку, если игрок не может избежать захвата собственного короля противником - это считается проигрышем. Сам король может бить (захватывать) чужие фигуры.

 
Захват фигур - основа победы.

Теперь посмотрите на следующий рисунок. Давайте изучим эту позицию.

Прежде всего пика чёрных (сэнтэ) на 1h может следующим ходом побить слона противника: Lx1c+ (с превращением!).

Далее, ладья чёрных (сэнтэ) на 3h может быть побита конём противника, который находится на 4f ходом ...Nx3h+ ("..." означает, что это ход белых (готэ)). Поэтому чёрным (сэнтэ) следует убрать ладью с поля 3h (сходив ей в другое поле), чтобы конь не смог побить её.

Серебро чёрных (сэнтэ) находится на поле 7e. Это серебро может побить пешку белых (готэ) на 6d - Sx6d. Но после этого белые (готэ) сыграют ...Sx6d - и побьют серебро чёрных (сэнтэ). В результате чёрные (сэнтэ) получают в резерв пешку, а белые (готэ) - серебро. Серебро является более ценной фигурой, поскольку обладает более широкими возможностями, чем пешка. Такой результат невыгоден чёрным (сэнтэ).

Ценность фигур в порядке убывания: король -> ладья -> слон -> золото -> серебро -> конь -> пика -> пешка.

И, наконец, в самой правой части диаграммы пешка чёрных (сэнтэ) может побить пешку противника Px9c+, после чего белые (готэ) бьют эту превращённую пешку чёрных (сэнтэ) ...Lx9c. В результате чёрные (сэнтэ) получают в резерв пешку, и белые (готэ) также получают в резерв пешку. Когда игрок бьёт превращённую фигуру, он по правилам в резерв получает непревращённую фигуру. Таким образом, побив превращённую пешку (токина), белые (готэ) получают в резерв обычную пешку. Такой результат ни одной из сторон не приносит выгоды. В таких случаях говорят, что стороны "разменялись" фигурами (в данном случае - пешками).

 

Здесь рассказывается о том, как использовать фигуры, "имеющиеся в резерве" ( они же "захваченные фигуры", они же "фигуры в руке", они же "моти-гома"). "Захваченные фигуры" можно "сбросить" (то есть, выставить на доску) в свою очередь хода в любое свободное поле (за редким исключением) доски. Об исключениях будет рассказано далее. Сброшенные фигуры играют за того, кто их сбросил. Сброс фигуры считается за ход. За один ход можно сбросить одну фигуру. То есть игрок за один ход может (и должен) либо сходить одной собственной фигурой на доске, либо сбросить одну захваченную ранее фигуру. Для записи сброса фигуры используется знак "*". Например, запись S*5c означает, что серебро из резерва было сброшено на поле 5c.

Посмотрите на рисунок слева. У чёрных (сэнтэ) в резерве полный набор фигур - от ладьи до пешки (естественно, кроме короля, короля нельзя захватить и нельзя сбросить). По правилам любую из этих фигур можно сбросить в любое свободное поле доски (почти). Однако, если чёрные (сэнтэ), например сбросят серебро на поле 5c ходом S*5c, или ладью на поле 5b - R*5b, то белые (готэ) их сразу же побьют. Поэтому такой сброс невыгоден чёрным (сэнтэ). Даже если сбросить ладью на поле 1a - R*1a, как видно, её сможет побить ладья противника.

Как показывает этот пример, сбрасывая фигуры, важно следить за тем, чтобы противник не смог их сразу же побить.

О случаях, когда правила запрещают сбрасывать фигуру в конкретное поле рассказывается на страницах Запрет на сдвоенные пешки и Специфические правила.
 

На предыдущей странице рассказывалось о превращениях фигур. Здесь рассматривается, как правила превращения фигур сочетаются с правилом сброса.

Как уже было сказано ранее, даже если игрок бьёт превращённую фигуру, в резерв он получает непревращённую. То есть, если игрок бьёт дракона, то в резерв получает ладью. Если бьёт токина, то в резерв получает пешку, и так далее. Сброшенные фигуры на доске также появляются непревращёнными. Даже если они были сброшены в чужом лагере. Для превращения они должны войти в чужой лагерь, если были сброшены вне его. Или сходить внутри чужого лагеря или выйти из чужого лагеря, если были сброшены внутри него. В любом случае, на это потребуется ещё один ход.

Посмотрите на рисунок слева. Здесь рассматриваются примеры превращения фигур после сброса.
1. Ладья чёрных (сэнтэ) была сброшена на поле 2h (ходом R*2h). Для превращения ей в будущем нужно пойти на поле 2c, 2b или 2a (ходами R2c+, R2b+ или R2a+). То есть войти в чужой лагерь.
2. Пика чёрных (сэнтэ) была сброшена на поле 6i (ходом L*6i). Для превращения ей так же в будущем нужно войти в чужой лагерь ходом L6c+, L6b+ или L6a+. При чём, в случае L6a+, превращение пики обязательно.
3. Слон чёрных (сэнтэ) сброшенный на поле 7с (ходом B*7c), и серебро чёрных (сэнтэ) сброшенное на поле 4с (ходом S*4c). Обе фигуры сброшены в чужом лагере, но обе пока непревращённые. Они могут быть превращены любым своим ходом в будущем. Даже в случае выхода из чужого лагеря. Например, превращение серебра возможно после S5b+ и после S5d+. Превращение слона возможно после после B6b+ и после B9e+, как и после любых других ходов слона.
4. Пешка чёрных (сэнтэ) была сброшена на поле 9d (ходом P*9d). У пешки единственный возможный ход - на поле 9c. И она может этим ходом превратиться в токина - P9c+.

Таким образом, правила, естественно, запрещают сброс пешки и пики на последнюю горизонталь и сброс коня на последнюю или предпоследнюю горизонталь. Иначе этим сброшенным фигурам некуда будет ходить.

Назад / Дальше

Что такое сёги? - Оглавление / Добро пожаловать в мир сёги - Начало

Используются технологии uCoz