Что такое сёги? - Оглавление / Добро пожаловать в мир сёги - Начало

Введение в сёги

(9) Специфические правила

В сёги существуют ещё несколько специфических правил, о которых до сих пор не рассказывалось. Это "запрет на мат сброшенной пешкой" (ути-фу-дзумэ), "повторение ходов" (сэн-ничи-тэ) и "импасс" (дзи-сё:ги). После рассказа об этих правилах, курс правил сёги станет полным.

 

Запрет на мат сброшенной пешкой (ути-фу-дзумэ)

Это правило запрещает ставить мат сброшенной пешкой.

Можно сказать по-другому: в результате сброса пешки противник не должен получить мат (цуми). Это приводит к ещё одному ограничению на сброс фигур. Посмотрите на рисунок слева. В правой части сброс пешки сэнтэ P*1d приводит к мату. Поэтому, в соответствии с запретом на мат сброшенной пешкой (ути-фу-дзумэ), сэнтэ не могут сейчас сбрасывать пешку в поле 1d. Если бы пешка сэнтэ находилась на 1e, после её продвижения P1d готэ также получили бы мат. Это называется мат продвинутой пешкой (цуки-фу-дзумэ). Мат продвинутой пешкой правилами не запрещается.

В левой части после сброса пешки P*8c готэ имеют возможность побить её серебром ...Sx8c, далее последует взятие сэнтэ Sx8c+ с превращением, и готэ получают мат. Однако, поскольку в момент сброса пешки мата не было (у готэ была возможность побить её), это не считается "матом сброшенной пешкой", и по правилам так играть разрешается.

Сэн-ничи-тэ (повторение ходов)

Если в партии одна и та же позиция повторяется четыре раза, объявляется "повторение ходов" (сэн-ничи-тэ, дословно "ходы тысячи дней"). Партия прекращается. По правилам игроки должны переиграть партию заново с самого начала. Если же позиция повторяется три раза в результате серии шахов, сторона, объявляющая шахи, должна выбрать другой ход для продолжения, иначе ей засчитывается поражение.

Дзи-сё:ги (импасс, то есть "тупик")

Если король войдёт в чужой лагерь, то там ему практически невозможно будет поставить мат. Вхождение короля в чужой лагерь называется "вторжение короля" (ню:гёку). Если короли обеих сторон входят в чужой лагерь, то получается, что никто из игроков не сможет поставить мат противнику. В такой ситуации объявляется дзи-сё:ги (импасс, или "тупик"). Партия прекращается и счатают очки. В рассчёт берутся фигуры на доске и в резерве. За старшую фигуру (слона или ладью) начисляется по 5 очков, за другие - по 1-му очку. Короли в подсчёте не участвуют. Тому, у кого окажется меньше 24-х очков, присуждается поражение. Если у обоих игроков больше 24-х очков, то присуждается ничья.

Позиции "сэн-ничи-тэ" и "дзи-сё:ги" в реальности встречаются очень редко. Правила регулирования таких позиций имеют значение главным образом в оффициальных матчах. Многие компьютерные программы не учитывают этих правил. В товарищеских партиях Вы можете по-своему договориться с партнёром, как разрешать такие ситуации.

Начинающие игроки могут принять упрощённое правило: "Если ни одна из сторон не может поставить мат, в партии присуждается ничья".

Назад

Что такое сёги? - Оглавление / Добро пожаловать в мир сёги - Начало

Используются технологии uCoz