Что такое сёги? - Оглавление / Добро пожаловать в мир сёги - Начало

Введение в сёги

(3) Свойства фигур - Часть 2

Здесь хотелось бы снова обратить внимание на доску, которая используется для игры в сёги.

 
Доска для игры в сёги показана на рисунке слева.
Горизантальные линии (горизонталь по-японски называется дан) обозначаются буквами латинского алфавита от "a" до "i" сверху вниз. Вертикальные линии (судзи) обозначаются цифрами от 1 до 9 справа на лево, как показано на рисунке.

Горизонтали "i", "h" и "g", на которых изначально расположены фигуры сэнтэ (чёрных), составляют лагерь чёрных (сэнтэ), горизонтали "a", "b" и "c" - лагерь белых (готэ). На рисунке лагерь белых (готэ) выделен другим цветом.

Обозначения вертикалей и горизонталей используются для записи ходов (кифу). Например, если пешка чёрных (сэнтэ), которая на рисунке находится на поле 7g, пойдёт на поле 7f, то такой ход чёрных (сэнтэ) запишется, как 1.P7f ("1." означает, что это первый ход). Запись 1.S6h означает, что первым ходом чёрные передвинули серебро на поле 6h (с поля 7i, так как серебро 3i на 6h по правилам пойти не может).

Опытные игроки, даже не имея перед собой доски, по такой записи могут понять, как развивалась партия. Начинающим игрокам здесь достаточно будет получить представление о том, как записываются ходы.

 
Итак, теперь следует рассказать о ещё одном важном свойстве фигур - "превращении" (нари). Как уже рассказывалось ранее, горизонтали "a", "b" и "c" составляют лагерь готэ (белых). Когда фигура чёрных (сэнтэ) входит в лагерь белых (готэ), она может превратиться. Превращённые фигуры ходят по-другому, и становятся сильнее. Фигуры белых (готэ) превращаются, когда входят в лагерь чёрных (сэнтэ). Фигуры в сёги представляют собой плоские "фишки" пятиугольной формы с изображением на верхней поверхности иероглифа, обозначающего эту фигуру. При превращении фигуры переворачиваются обратной стороной, на которой изображён иероглиф превращённой фигуры.

После превращения серебро, конь, пика и пешка начинают ходить, как золото, как показано на рисунке слева.
- превращённое серебро (нари-гин), иногда обозначается
- превращенный конь (нари-кей), иногда обозначается
- превращённая пика (нари-кё:), иногда обозначается
- превращённая пешка (токин).
Король и золото не превращаются ни при каких обстоятельствах. Для записи превращения используется знак "+". Например, на верхнем рисунке пика находится на поле 4f. Если она пойдёт с превращением на поле 4c, то такой ход запишется: L4c+ (если на поле 4c нет собственной фигуры, в позиции на рисунке пика не может так сходить, поскольку на поле 4c уже находится собственная фигура). Здесь знак "+" означает, что фигура превратилась. Если пика при этом не превращается, то такой ход записывается L4c=. Знак "=" означает, что фигура не превратилась, хотя у неё была такая возможность.
Для обозначения превращённых фигур знак "+" ставится перед знаком фигуры. Например, на верхнем рисунке превращённая пешка находится на поле 2c. Если она отступит на поле 2d, то такой ход запишется +P2d. "+P" - означает "превращённая пешка". Так же "+S" - превращённое серебро, "+N" - превращённый конь, "+L" - превращённая пика.

 
Теперь рассмотрим превращение ладьи и слона.
Когда ладья входит в лагерь противника, она может превратиться в дракона (рю:) - . Превращённая ладья (дракон), в добавок к свойствам обычной ладьи, получает возможность ходить на одну клетку в любом направлении вокруг себя, как показано на рисунке слева. Дракон не может перепрыгивать через фигуры.

Когда слон входит в лагерь противника, он может превратиться в лошадь дракона (ума) - . Превращённый слон (лошадь дракона), в добавок к свойствам обычного слона, также получает возможность ходить на одну клетку в любом направлении вокруг себя, как показано на рисунке слева. Лошадь дракона не может перепрыгивать через фигуры.

Как видно на рисунке слева, дракон и лошадь дракона вдвоём контролируют значительную часть доски. Множество полей, на которые может пойти фигура, называется областью действия (кики) фигуры. На рисунке показаны области действия дракона (рю:) и лошади дракона (ума). Для записи ходов дракона пишут "+R", для ходов лошади дракона - "+B".

Таким образом обычно можно сказать, что, чем обширнее область действия фигуры, тем она является более ценной. Поэтому дракон и лошадь дракона являются наиболее сильными фигурами, обладая наибольшей областью действия.

О превращении (нари).
Когда фигура входит в лагерь противника, она может превратиться. Но превращение фигуры не обязательно. При желании можно не превращать её. Если фигура не превратилась, один раз достигнув лагеря противника, то следующим её ходом, когда она снова войдёт в лагерь противника, когда сходит внутри лагеря противника, или при выходе из лагеря противника, она снова имеет возможность превратиться. Если фигура вышла из лагеря противника, так и не превратившись, то следующим ходом она уже не может превратиться, пока снова не войдёт в лагерь противника. Превращение осуществляется в конце хода, то есть фигура ходит, как не превращённая и, сделав ход, превращается (переворачивается), преобретая свойства превращённой фигуры.
Более того, для пешки и пики, когда они достигают последней горизонтали, превращение обязательно (так как иначе они уже не смогут ходить). Для коня превращение обязательно, когда он достигает последней или предпоследней горизонтали по той же причине.
Один раз превратив фигуру, "обратно" превратить её уже нельзя.

Назад / Дальше

Что такое сёги? - Оглавление / Добро пожаловать в мир сёги - Начало

Используются технологии uCoz