Вернуться

Дайгоро Сато (9-й дан)

Непобедимая Шикенбиша

Часть 1

Глава 1. Против вариантов "быстрой игры" Статичной ладьи.

Против дебютной стратегии Шикенбиша (ладья на 4-й вертикали) у стороны, играющей Статичную Ладью, имеются разнообразные методы противодействия. Но, поскольку здесь пойдёт речь о стратегии, претендующей на название "Непобедимая Шикенбиша", она должна подтвердить свою непобедимость во всех вариантах противодействия.

Прежде всего рассказывается о том, как следует играть против вариантов "быстрой игры" Статичной Ладьи с выходом серебра …S6d.

 

Дебютные ходы:

1. P7f P8d 2. S7h P3d 3. P6f S6b 4. R6h K4b 5. K4h K3b 6.K3h (Диаграмма 1).

Обычное укрепление короля

Для удобства показан случай, когда Шикенбиша играется чёрными (сэнтэ). Первым ходом 1.P7f открывается линия слона. Далее на 1…P8d следует 2.S7h - выжидающий ход, чтобы посмотреть на планы противника. Если после 1…P8d белые (готэ) также открывают линию слонов ходом 2…P3d, то чёрные (сэнтэ) закрывают эту линию ходом 3.P6f. Далее чёрные сдвигают ладью 4.R6h, и обе стороны занимаются укреплением королей.

 

Ходы после диаграммы 1:

6 … P5d 7. S6g (Диаграмма 2).

Ранний "подъём" серебра

На 6…P5d "поднимается" серебро 7.S6g. Иногда этот ход серебром откладывают на более позднее время, оставляя серебро на 7h, чтобы пока не определять свою позицию. Но в стратегии "непобедимая Шикенбиша" используется ранний "подъём" серебра, чтобы защитить слабый пункт 7f. Кроме этого, ход 7.S6g таит в себе план внезапной атаки S6g - S5f - S4e, который может осуществиться в зависимости от того, как играет противник.

 
Ходы после диаграммы 2:

7… P1d 8. P1f S4b 9. K2h G6a5b 10. S3h (Диаграмма 3).

Защита от продвижения крайней пешки

На 7…P1d следует защитный ход 8.P1d. Этот ход предотвращает дальнейшее продвижение пешки противника …P1e. Далее ходами 9.K2h и 10.S3h чёрные (сэнтэ) планомерно строят крепость Мино.

 
Ходы после диаграммы 3:

11… P7d 12. P4f S4b5c 13. G6i5h P8e 14. B7g (Диаграмма 4).

Признаки "быстрой игры"

После 11…P7d может последовать вариант 12…P6d ~ …N7c либо 12…S7c с последующей атакой Богин. Существует ещё третья разновидность декларации намерений белых (готэ). Указанный ход 12…S4b5c является наиболее крепким вариантом "быстрой игры".

 

Ходы после диаграммы 4:

14… G4a4b 15. P3f P9d (Диаграмма 5).

Подготовка к атаке

14…G4a4b - подготовка к активным действиям. Этим ходом белые (готэ) укрепляя короля, готовятся к вторжению чужой ладьи. Ход 15…P9d исключает в будущем возможность выхода слона чёрных (сэнтэ) на 9e. Белым лучше сейчас сделать эти приготовления, так как в последующем у них не будет на это времени.

 
Ходы после диаграммы 5:

16. P9f S6d 17. L9g (Диаграмма 6).

L9g - искусный выжидающий ход

После защитного хода чёрных (сэнтэ) 16.P9f следует 16…S6d - серебро, наконец, начинает активные действия.

Иногда перед выходом серебра …S6d проводят "продвижение пешки с жертвой" (цуки-сутэру) 16…P7e 17.Px7e S6d. В этом случае далее следует 18.S7f R7b 19.P6e Bx7g+ 20.Nx7g Sx7e 21.Sx7e Rx7e 22.B*6f R7a 23.Bx1a+ (Вариант 1).
 

Здесь, если белые (готэ) играют 23…N3c (нападая на превращённого слона), то чёрные (сэнтэ) ответят 24.S*2b. На 23…S*2b чёрные (сэнтэ) ответят 24.+B1b. Далее, в случае 25…P*7f или 25…Rx7g+ чёрные (готэ) играют 26.P6d, планируя в дальнейшем "развитие" (сабаки) ладьи, и получают преимущество.

После 16…S6d чёрные (сэнтэ) играют выжидающий ход 17.L9g. Здесь иногда используется 17.L9h в качестве выжидающего хода. Преимущество хода 17.L9g в том, что при случае чёрные (сэнтэ), сдвинув ладью R9h, могут планировать атаку по краю (хаси-дзэмэ).
 
Ходы после Диаграммы 6:

19… P7e 20. R7h (Диаграмма 7).

Начало боевых действий

На 19…P7e чёрные (сэнтэ) отвечают 20.R7h. Чёрные (сэнтэ) используют атаку Статичной Ладьи (Ибиша), чтобы добиться развития (сабаки). Это обычный приём не только для Шикенбиши, но и для общего случая Сдвинутой Ладьи (Фурибиша).

 

Иногда начинающие игроки в ответ на 19…P7e решаются побить продвинутую пешку противника 20.Px7e, тем самым подставляясь под атаку Богин. Далее, например, может последовать 20…Sx7e 21.P*7f P8f 22.Px8f (если 22.Px7e, то 22…Px8g+) 22…Sx8f (Вариант 2). В этой позиции положение чёрных (сэнтэ) безнадёжно.

Кроме того, после 19…P7e может обратить на себя внимание ответное продвижение пешки 20.P6e, что приводит к размену слонов 20…Bx7g+ 21.Nx7g S5f. Но далее белые (готэ) угрожают сыграть 22…P8f, и чёрным (сэнтэ) предстоит трудная игра в защите. Будьте осторожны и ещё раз осторожны.
 
Ходы после Диаграммы 7:

20… Px7f 21. Sx7f R7b (Диаграмма 8).

Разветвление вариантов

Сторона, играющая Статичную Ладью (Ибиша), бьёт пешку 20…Px7f и далее на 21.Sx7f передвигает ладью 21…R7b. Cуществует и другой план игры для Статичной Ладьи (Ибиша), когда вместо 21…R7b белые (готэ) сбрасывают пешку 21…P*7e и далее после 22.S6g следует "перегруппировка" серебра по маршруту …S7c - …S7d. Это сложный вариант, и он в дальнейшем будет рассмотрен в деталях.

 
Ходы после Диаграммы 8: 21. P6e (Диаграмма 9).

"P6e" - единственный ход противодействия

21.P6e - единственный ход, позволяющий чёрным (сэнтэ) отразить атаку противника. На отступление серебра 21.S6g белые (готэ), выдинув серебро 21…S7e, усиливают давление и чёрные (сэнтэ) теряют возможность контр-атаки.

Другим возможным ответом чёрных (сэнтэ) является защитный ход 21.B8h. Ранее считалось, что после такого отступления слона 21.B8h чёрные (сэнтэ) получают приемлемую позицию, но недавно было обнаружено усиление за сторону Статичной Ладьи (Ибиша).

 
Далее рассматриваются варианты, применяемые против традиционного хода 21.B8h. Получившаяся позиция показана на диаграмме "Вариант 3". Стороне, играющей Статичную Ладью (Ибиша) предстоит выбрать следующий ход. Если последует 21…P*7g, то 22.Rx7g Bx6f. Здесь чёрные (сэнтэ), не избегая размена ладьи на слона, могут сыграть хороший ход: 23.P*7e. Теперь на 23…Bx7g+ следует 24.Bx7g. Далее на 25…S5e чёрные (сэнтэ) играют 26.P5f, и после 26…S4d 27.P4e S3c 28.P3e Статичная Ладья (Ибиша) оказывается в трудном положении.
 
Поэтому в позиции "Вариант 3" белым (готэ) лучше избрать другое продолжение. Оказывается, у них есть хороший ход: 21…S6e. Статичной Ладье (Ибиша) не следует беспокоиться о том, что в результате потеряется серебро, в чём можно убедиться, проследив дальнейшее развитие событий: 22.Px6e Bx8h+ 23.Rx8h Rx7f 24.P*7g R6f 25.S*6g R6e (Вариант 4). Здесь белые (готэ) угрожают сыграть 26…B*7i и далее 27…S*8h. Чёрные (сэнтэ) получают худшую позицию. Если на 21…S6e ответить 22.S7e, то далее последует 22…Sx6f 23.Bx6f Bx6f 24.Sx6f Rx7h+. Если вместо 22.S7e сыграть 22.S6g, то после отвода серебра 22…S7d белые (готэ) получают вполне хорошую позицию.
 

Давайте снова обратимся к Диаграмме 8 и рассмотрим ещё один возможный ответ чёрных (сэнтэ): 21.G6g. В этом случае следует жертва ладьи 21…Rx7f и далее вилка 22…S*6g на ладью и золото, после чего белые (готэ) чувствуют себя достаточно уверенно.

 
Ходы после Диаграммы 9:

21… Bx7g+ 22. Rx7g (Диаграмма 10).

Вариант с двойным ударом на короля и ладью (о:тэ-биша)

Если вместо 21…Bx7g+ белые (готэ) играют 21…Rx7f, на это не следует отвечать 22.Px6d, так как далее после 22…S*6f чёрные получают плохую позицию. На 21…Rx7f у чёрных (сэнтэ) есть ответ 22.Bx2b+, и после 22…Kx2b они выигрывают ладью 23.Rx7f, чем практически обеспечивают себе победу. Вместо 21…Bx7g+ может обратить на себя внимание также ход 21…S5e (с угрозой дальнейшего наступления …S6f).

 
Но далее после 22.S6g P*7f 23.B8h Sx4f 24.Bx2b+ Kx2b 25.P*7e (Вариант 5) на 25…Rx7e последует 26.B*6f - вилка на короля и ладью. Если белые (готэ) не бьют пешку 7e, то последует 26.Rx7f и чёрные (сэнтэ) получают лучшую позицию.

После 22.S6g ходом 22…P*7f белые (готэ) не позволяют чёрным (сэнтэ) "перехитрить" себя. Поскольку, если бы ход 22…P*7f не был сделан, последовало бы: 23.Bx5e Rx7h+ 24.Bx2b+ Kx2b 25.Sx7h - белые (готэ) потеряли серебро.
 
Ходы после Диаграммы 10:

22… S5e (Диаграмма 11).

Уклончивый ход

Серебро белых (готэ) уклоняется 22…S5e, чтобы далее оказать давление на ладью противника ходом …S6f. Белые (готэ) нацеливаются в дальнейшем сыграть …Rx7f. Попытка сыграть 22…P*7e и далее после 23.S6g - 23…Sx6e приводит к неудаче, поскольку чёрные (сэнтэ) ставят вилку на ладью и серебро ходом 24.B*8c.
 
Другой интересной возможностью для белых (готэ) вместо 22…S5e является атака ходом 22…B*4d (или 22…B*8h, с тем же результатом). Чёрным (сэнтэ) в ответ на это лучше всего побить серебро: 23.Px6d (на 23.R7h последует 23…Sx6e). После этого можно ожидать, что последует сложный вариант, который далее рассматривается подробно.
 
Продолжение 23…Bx7g+ 24.Nx7g Rx7f (Вариант 6) не вызывает сомнений. Далее может последовать 25.P*7h R6f 26.Px6c+ Rx6c 27.B*7b R6i+ 28.Bx8a+ R*8i 29.G5h4h (Вариант 7), после чего у белых (готэ) есть три варианта возможных продолжений.

(1) - 29…S*5h, на что у чёрных (сэнтэ) есть хороший ответ: 30.G4ix5h, и после 30…+R3i 31.K3g у белых (готэ) нет продолжения атаки.

(2) - 29…P*6g, на что следует 30.+Bx5d S5c 31.+B7f P6h+ 32.N6e +P5i 33.Nx5c+ G5bx5c 34.S*5a G4b5b 35.N*4e +Px4i 36.Gx4i G4d 37.S*5c Gx5c 38.Nx5c+ с уверенным выигрышем (хиссё) чёрных (сэнтэ).
 
(3) - 29…S*5i. В этом случае следует 30.G4h5h, и далее на 30…S6h+ у чёрных (сэнтэ) есть хороший ответ: 31.G5h4h - обратное смещение золота. Далее после 31…+S5i 32.+Bx5d +Sx4i (на 32…S5c последует 33.+B7f P*7e 34.+Bx8e P*8d 35.Gx5i +Rx5i 36.+B4i - у чёрных (сэнтэ) вполне приемлемая позиция) 33.Gx4i +Rx4i 34.Sx4i Rx4i+ 35.N*4d K2b 36.Nx5b+ +R4h 37.S*3h (если чёрные (сэнтэ) здесь сбросят золото для защиты, то в последствии не смогут поставить мат) 37…S*3i 38.K1g +Rx3h 39.S*3a (Вариант 8) - и вскоре чёрные (сэнтэ) ставят мат. Попробуйте расставить фигуры на доске и разобрать эту позицию.
 
Ходы после Диаграммы 11:

23. S7e (Диаграмма 12).

Храбрый ход

23.S7e - смелый ход, который демонстрирует достоинства стратегии "непобедимая" Шикенбиша. Если чёрные (сэнтэ) сыграют 23.S6g, то последует 23…Rx7g 24.Nx7g P*7f 25.Sx7f. Далее белые (готэ) могут сыграть 25…R*7i или 25…S6f, после чего чёрные (сэнтэ) получают плохую позицию.

 
Ходы после Диаграммы 12:

23... B*9i 24. R7f B8h+ (Диаграмма 13).

Блокировка ладьи

23…B*9i, видимо, наилучший ход белых (готэ). План чёрных (сэнтэ) - блокировать ладью противника.
После 24.R7f следует 24…B8h+. Далее после 25…+Bx8g, наоборот, ладья чёрных (сэнтэ) может оказаться заблокированной, что приведёт к ужасным последствиям.
С этого момента стороны начинают соревноваться наперегонки в скорости создания угроз, и разница даже в один темп приобретает важное значение.

 

Ходы после Диаграммы 13:

25. S7d +Bx8g 26. R7e +B8f 27. R7i P*7f 28. B*8c (Диаграмма 14).

Удивительный порядок ходов

Ход 25.S7d - давно известное продолжение. Этот ход играется вследствие угрозы блокировки ладьи. На 25…+Bx8g ладья бежит наверх: 26.R7e. На 26…+B8f - ладья отходит далеко назад: 27.R7i. Проследите за удивительным порядком ходов - каждый раз уклоняясь от нападения, чёрные (сэнтэ) уводят превращённого слона противника. Далее на 27…P*7f следует сброс слона 28.B*8c.

 

Ходы после Диаграммы 14:

28… R7a 29. P*8b N9c 30. P8a+ Rx8a 31. Bx9d+ (Диаграмма 15).

Пополнение пешкой

Если вместо 28…R7a белые (готэ) сыграют 28…R8b, то последует 29.B6a+ с угрозой продолжения 30.S8c+.

29.P*8b - естественный ход. На прямолинейное 29.P*7b белые (готэ) отвечают 29…R6a, и у чёрных (сэнтэ) нет активных продолжений. После 29…N9c следует 30.P8a+ Rx8a. Если теперь сыграть 31.B7b+ - ладья просто убежит на другой фланг. Чёрным (сэнтэ) выгоднее пополнить резерв пешкой, сыграв 31.Bx9d+. Теперь они могут планировать 32.P*7c. Кроме того, после 31.Bx9d+ крупная мишень (ладья 8a) остаётся в области атаки.

 


Ходы после Диаграммы 15:

31… +B7e 32. S7c+ Sx7c 33. +B7b R3a 34. +Bx7c P8f (Диаграмма 16).

Атака начинается с жертвы

Ходом 31…+B7e белые (готэ) угрожают выиграть серебро. Эта угроза заставляет чёрных (сэнтэ) бысрее идти в атаку. Здесь жертва 32.S7c+ - хороший ход. В последствии ходом 34.+Bx7c вернув серебро и переместив превращённого слона на более выгодное поле, чёрные (сэнтэ) добиваются некоторого улучшения позиции. Ход 34…P8f выглядит медленным, но у белых (готэ) здесь нет хороших "быстрых" ходов.

 

Ходы после Диаграммы 16:

35. P5f S6f 36. P6d S*6b 37. +B8c (Диаграмма 17).

Двойная цель

Ход 35.P5f делается с целью заставить серебро 5e изменить своё местоположение. Далее на 35…S6f следует 36.P6d (после 35…Sx5f серебро белых (готэ) остаётся без защиты и становится уязвимым для нападений чёрных (сэнтэ) в будущем, например после P*5g, а также в случае, если ладье чёрных (сэнтэ) удастся выйти на 7f, это серебро окажется под ударом). Если на 36.P6d последует 36…Px6d, то чёрные (сэнтэ) сыграют 37.P*6c с целью в дальнейшем создать токина. Если последует 36…+Bx6d, то чёрные (сэнтэ) сыграют 37.+Bx6d Px6d 38.Rx7f . Поскольку чёрные (сэнтэ) добиваются развития (сабаки) ладьи, это выгодный для них вариант. Таким образом, можно сказать, что ход 36.P6d преследует двойную цель - либо создать токина, либо развить ладью ходом Rx7f. Но ход белых (готэ) 36…S*6b препятствуют этим обоим намерениям. На что чёрные (сэнтэ) отвечают 37.+B8c.

 


Ходы после Диаграммы 17:

37... P7g+ 38. Nx7g Px6d 39. P*7d P8g+ 40. P7c+ (Диаграмма 18).

Колебания недопустимы

37…P7g+ - жертва пешки с превращением. Далее на 38.Nx7g белые (готэ) устраняют слабость в своём лагере ходом 38…Px6d. На попытку белых (готэ) защититься после 39.P*7d ходом 39…P*7b у чёрных (сэнтэ) есть ответ 40.S*8d. Поэтому следует 39…P8g+ 39.P7c+ - обе стороны создают токинов и вступают в решительную схватку.

 
Ходы после Диаграммы 18:

41... +Px7g 42. +Px6b Gx6b 43. P5e P6e (Диаграмма 19).

Обострение борьбы

Здесь ни одна из сторон не может уклониться от обострения и уйти в защиту. Например, если вместо 41…+Px7g последует 41…S5c, то после 42.N6e Px6e 43.Rx7e Sx7e 44.+B7d - белые (готэ) позволяют противнику подтянуть слона и упускают инициативу.

43.P5e - жертва пешки с продвижением (цуки-сутэ). Эту пешку "сдвинутая ладья" (фурибиша) может отдать с лёгким сердцем. Такая жертва позволяет чёрным (сэнтэ) не только освободить 5-ю вертикаль для дальнейшего сброса пешки и открыть путь превращённому слону в свой лагерь. Ценность этого хода также и в том, что после G4g и далее R5i чёрные (сэнтэ) могут планировать активизацию ладьи.

Ходом 43…P6e белые (готэ) перекрывают линию действия превращённого слона противника, и, напротив, открывают путь своему превращённому слону в свой лагерь.

 
Ходы после Диаграммы 19:

44. G4g P*7h 45. R8i P*8h 46. R6i +P6g (Диаграмма 20).

Развитие (сабаки) ладьи

Ходом 44.G4g чёрные (сэнтэ) заранее защищаются от возможных угроз. В ответ белые (готэ) прессингуют ладью ходами 44…P*7h - 45…P*8h - 46…+P6g. Наконец, энергия борьбы достигает критической точки. (Если здесь на 46.R6i последует 46…N*5g, то после 47.Gx5g Sx5g 48.+Bx6e +Bx6e 49.Rx6e чёрные получают вполне хорошую позицию. Ходом 46…+P6g белые не позволяют противнику развить ладью и одновременно приближают атакующую фигуру к чужому королю.)

 
Ходы после Диаграммы 20:

47. S*4e N*5g 48. P*6c

(Диаграмма 21).

Не уклоняясь от двойного удара (рё:тори)

47.S*4e - характерный ход "сдвинутой ладьи" (фурибиша). Этим ходом чёрные (сэнтэ) создают напряжённость в области головы короля противника, что позволяет планировать атаку в этом направлении.
На двойной удар (рё:тори) белых (готэ) 47…N*5g следует сброс пешки: 48.P*6c. Это очень своевременный "бойцовский ход" (сёбу-тэ), который демонстрирует, что здесь не следует уклоняться от вилки (рё:тори).

 

Ходы после Диаграммы 21:

48... Nx6i+ 49.Px6b+ +P5g (Диаграмма 22).

Обе стороны сохраняют шансы

На 48…Gx6c чёрные (сэнтэ) могут ответить 49.+B7b, и белые (готэ) теряют инициативу. (После 48…Gx6c 49.+B7b золото снова под ударом. Если белые сыграют 49…+B7d или 49…G6(5,7)d чёрные отвечают 50.Gx5g и далее на 50…Sx5g+ можно продолжать 51.Sx5d, 51.Sx3d или 51.N*2f. Поскольку король чёрных лучше защищён, последует нетрудная для них игра.)
После 48…Nx6i+ 49.+Px6b обе стороны сохраняют шансы, что является естественным результатом.

 
Ходы после Диаграммы 22:

50. G3g S6g+ 51. Sx3d P*3c 52. +Bx9c +B5c (Диаграмма 23).

Прессинг на голову короля

В ответ на 49…+P5g золото чёрных (сэнтэ) отходит 50.G3g. Далее на 50…S6g+ серебро придвигается к королю противника: 51.Sx3d. После 51…P*3c следует дьявольский промежуточный ход - 52.+Bx9c. Чёрные (сэнтэ) жертвуют превращённого слона, чтобы получить в руку коня для смертельной атаки на голову короля.
52…+B5c - не очень приятный ход, но, если белые (готэ) пожадничают и сыграют 52…Lx9c или 52…+Bx9c последует 53.Sx2c+ Kx2c 54.N*3e с форсированным матом (соку-дзуми).

 

Ходы после Диаграммы 23:

53. Sx2c+ Kx2c 54. +B7e (Диаграмма 24).

В позиции на Диаграмме 24 у чёрных (сэнтэ) абсолютное преимущество.
54.+B7e - неожиданное повторное предложение превращённого слона в качестве бесплатной жертвы - очень хороший ход. Чёрные (сэнтэ) чувствуют себя достаточно уверенно, так, как противнику грозит форсированный мат (соку-дзуми).

Перевод serji

Используются технологии uCoz