Что такое сёги / Школа сёги / Критерии оценки позиций

(4) Баланс фигур (для игроков старших кю и выше)

Основы учёта баланса фигур (кома-вари) представлены на предыдущей странице.
Для кю-игроков изучение этих основ, думается, будет достаточным. Здесь для игроков уровня 1-го - 2-го данов, а также для тех, кто стремится к такому уровню, несколько более подробно рассматриваются некоторые нюансы, на которые хотелось бы обратить внимание при изучении баланса фигур (кома-вари).

  1. Проигрыш пешки. Точка зрения на отсутствие пешек (в руке).
  2. Степень важности баланса фигур (кома-вари) в зависимости от позиции.
  3. Отношения скорости атаки и материального баланса в эндшпиле.

(1) Проигрыш пешки. Точка зрения на отсутствие пешек (в руке)

Многие кю-игроки не придают большого значения проигрышу одной пешки. Некоторые даже не обращают внимания на проигрыш серебра или слона, вследствие чего в партиях такого уровня преимущество часто переходит то одной, то к другой стороне.

Однако уже у игроков примерно 1-го дана такого недостатка не наблюдается. Если серебро и жертвуется - то только с какой-либо компенсацией (например, чтобы удачно превратить ладью, или чтобы поставить старшие фигуры противника в неудобное положение, лишив их возможности развиться). В таких случаях, несмотря на проигрыш серебра, позиция, можно сказать, остаётся боеспособной.

Но в самом начале партии даже проигрыш одной пешки иногда имеет очень большое значение. Просто потеря одной пешки - несущественна, и этим, наверное, можно пренебречь. Но, как уже указывалось ранее на примерах других фигур, в случае проигрыша пешки не только одна из сторон теряет пешку, но и противник получает лишнюю пешку в руку.
В партиях профессионалов сторона, бесплатно проигравшая пешку в дебюте, уже, скорее всего, не сможет выиграть. Любителям, которые стремятся достигнуть высокого уровня мастерства, также следует внимательно относиться к пешкам.

В середине партии при учёте баланса фигур (кома-вари), как указывалось на предыдущей странице, количество пешек обычно не считают. Однако для оценки позиции следует принять во внимание пешки в руке. При этом три пешки в руке или четыре пешки в руке - обычно не имеет значения. Но одна пешка в руке и отсутствие пешек в руке - большая разница.

Наличие пешки в руке, например, позволяет просто защититься от сброса пики или от нападения ладьи сбоку. На практике часто одной из сторон не удаётся защититься именно из-за отсутствия пешек в руке.

Кроме того, наличие пешки в руке часто позволяет продолжить атаку сбросом пешки с нападением. И наоборот, часто случается, что атаку не удаётся продолжить из-за отсутствия пешек.

Таким образом, оценивая позицию, следует прежде всего учесть баланс фигур (без учёта пешек), активность фигур, защищённость короля и очередь хода. Далее необходимо принять во внимание наличие пешек в руке. Конечно, бывают позиции, в которых наличие пешек в руке не имеет значения. Но следует помнить, что иногда отсутствие пешек в руке становится равносильно поражению.

(2) Степень важности баланса фигур (кома-вари) в зависимости от позиции

С самого начала партии вплоть до самого мата баланс фигур (кома-вари) - важный критерий оценки позиции. Однако, здесь сразу можно сказать, что для точной оценки следует учитывать, что в разных позициях степень важности этого критерия различается.

Например, когда играется Статичная Ладья (ибиша) против Сдвинутой Ладьи (фурибиша) или Обоюдная Ягура, оценка позиции на основе подсчёта баланса фигур (кома-вари) является достаточно точной. Но в партиях без миттельшпиля, когда стороны из дебюта сразу переходят в стадию форсированных атак на королей [например, когда играют Взятие Боковой Пешки (ёко-фу дори)], учёт только баланса фигур (кома-вари) не позволяет правильно оценить позицию.

В таких вариантах, как Взятие Боковой Пешки (ёко-фу дори) часто бывают возможны ранние атаки на королей, из-за чего иногда сторона, имеющая материальное преимущество, может оказаться в худшей позиции. Более подробно о таких случаях рассказывается в следующем параграфе "Отношения скорости атаки и материального баланса в эндшпиле".

Определение степени важности баланса фигур (кома-вари) в конкретной позиции - очень важный и очень трудный вопрос. По-настоящему разобраться в нём, наверное, поможет лишь накопление опыта большого количества сыгранных партий.

(3) Отношения скорости атаки и материального баланса в эндшпиле

Эта тема уже частично затрагивалась на начальной странице "Критерии оценки позиций - основные элементы". Когда игроки достигают уровня примерно первого дана, они начинают хорошо просчитывать атакующие варианты. Но многие из них, злоупотребляя пословицей "В конце игры скорость важнее материала", слишком пренебрежительно относятся к потерям фигур.

Конечно, в заключительной стадии игры, когда стороны соревнуются в скорости атаки на короля, охота за конями и пиками становится неуместной. Но переоценка значения скорости атаки и мнение, будто потеря фигуры в эндшпиле ничего не значит - распространённое заблуждение.
Партии профессионалов в подавляющем большинстве случаев развиваются по сценарию "равный баланс фигур (кома-вари) до самого эндшпиля". То есть, сильные игроки черезвычайно дорожат фигурами. Более того, можно сказать, что в партиях такого уровня сторона, необоснованно отдавшая фигуру даже в эндшпиле, наверняка не сможет выиграть.

Сброс золотого или серебряного генерала в лагерь противника выглядит быстрым атакующим продолжением, поскольку это достаточно сильные фигуры. Но, с другой стороны, передача в руку противника генерала даёт ему дополнительные ресурсы защиты. Навешивание пешки с целью атаковать токином выглядит медленной атакой. Но, чаще всего, передача противнику пешки не позволяет ему значительно укрепить защиту.

Атака на короля с попутным наращиванием материального перевеса, как правило, оказывается успешной, поскольку её трудно остановить. Атака с жертвами выглядит красивее. Но если она прервётся - отданные фигуры тут же вернутся в Ваш лагерь и будут ставить мат Вашему королю.

Подводя итоги, для более объективной оценки позиции в конце игры можно посоветовать: тем, кто играет в защитные сёги, поскольку такие игроки обычно дорожат материалом - больше внимания обращать на "скорость", с другой стороны - тем, кто играет в атакующие сёги - чаще смотреть на доску с позиции "и в эндшпиле тоже материл важнее скорости".

На этом заканчивается обсуждение баланса фигур (кома-вари). На следующей странице речь пойдёт об активности фигур и о бездействующих фигурах.

Предыдущая страница / Следующая страница

Что такое сёги / Школа сёги / Критерии оценки позиций

Используются технологии uCoz