Что такое сёги? - Оглавление / Добро пожаловать в мир сёги - Начало
После изучения правил сёги, хочется уделить немного внимания правилам хороших манер игроков во время партии. (Правда эти правила в основном распространены в Японии). Смысл этих правил в том, чтобы сделать игру приятной для обоих игроков. Строгое соблюдение правил этикета не обязательно. Здесь рассказывается о наиболее необходимых правилах хорошего поведения.
(1) Нельзя "возвращать ходы"
Сыгранный ход уже нельзя "вернуть". Если игрок, сделав ход, в последствии увидит, что мог бы сыграть лучше другим ходом, и скажет "Подождите, я хотел бы сходить по-другому" - это будет самым грубым нарушением этикета. В сёги ход считается "сделанным" с того момента, как, перевдинув фигуру, игрок выпустил эту фигуру из своей руки. Соответственно, если игрок выпускает фигуру из руки, он уже не может сделать другой ход. Однако, даже относительно сильные игроки, бывает, нарушают это правило. Сильный игрок может разрешить более слабому игроку "переходить". Но если Вы хотите научиться хорошо играть, думается, не следует позволять себе "возвращать ходы" ни при каких обстоятельствах. "Возврат ходов" является грубым нарушением этикета и, в то же время, препятствием прогрессу.
Однако, простой "возврат ходов" несколько отличается от случая, когда игрок сделал запрещённый ход (например, когда игрок, не заметив шаха, сделал другой ход, или в случае сброса "сдвоенной пешки" (нифу)). В оффициальных матчах, естественно, игроку, сделавшему запрещённый ход, засчитывается поражение. Но в "товарищеских" партиях в таких случаях иногда разрешается "переходить". И всё-таки тем, кто хочет научиться хорошо играть, сделав запрещённый ход, рекоммендуется признать поражение (сдаться).
(2) Приветствия игроков в начале и в конце партии
Перед началом партии игроки в Японии говорят друг-другу "(Ёросику) о-нэгаисимас" ("(Милости) прошу"). В случае, когда игрок получает мат, или когда признаёт поражение, ему следует сказать "Макэмасьта" ("Проиграл"), таким образом объявив о сдаче партии. Игрок может сказать и по-другому, например "Сдаюсь". Но необходимо так или иначе проинформировать партнёра о сдаче партии. Некоторые игроки в таких случаях ничего не говоря, ставят все фигуры из резерва на доску, встают и уходят. Но это нельзя назвать хорошей манерой. После окончания партии игроки грворят друг другу "Аригато: годзаимасьта" ("Благодарю").
(3) Захваченные фигуры кладутся рядом с доской
Противник должен видеть Ваши захваченные фигуры (фигуры в резерве), поэтому их следует класть рядом с доской. Сжимать фигуры в руке и класть их таким образом, что они становятся не видны противнику - не только грубое нарушение этикета, но и нарушние правил.
(4) Наблюдающие за чужой партией не должны подсказывать игрокам
Наблюдая за партией других игроков, нельзя подсказывать им. Наблюдать следует молча до самого окончания партии. Свои мысли и комментарии можно будет высказать после того, как она закончится.
Подсказывание другим игрокам в то время, как они играют, является одним из наиболее грубых нарушений правил этикета.
(5) Более сильный или старший по возрасту игрок (уватэ) обычно играет "королём без точки", его противник (ситатэ) - "королём с точкой"
В наборах фигур для игры в сёги короли обычно различаются: - "гёку" ("гёкусё:" - король с точкой, дословно "бриллиантовый генерал"), и - "оо" ("оосё:" - король без точки, дословно "император" или "генерал императора"). Обычно "королём с точкой" играет более слабый игрок (ситатэ). Но это необязательное правило. К тому же существуют наборы для игры в сёги, где короли не различаются.
(6) Нельзя бросать фигуры и бить ими по доске "со всей силы"
Случается, что, делая ход, некоторые игроки небрежно бросают фигуру на доску или бьют фигурой по доске со всей силы (как в домино). Это считается плохой манерой.
(7) Нельзя "отменять ход"
Этот случай похож на "возврат хода". Когда игрок, надумав сделать ход, берёт фигуру в руку, но передумывая ставит её обратно - это и есть "отмена" хода. Так действовать - очень плохая манера. Старайтесь по-возможности избегать таких действий. Подумайте как следует над своим ходом, прежде чем взяться за фигуру.
(8) Не следует "слишком долго" думать над ходом
Часто для игры в сёги используют часы, отмеряющие каждому игроку время на обдумывание. Таким образом вопрос времени разрешается. Когда играют без часов, не обязательно ходить "мгновенно", но и "бесконечно долго" думать также не следует. Особенно долгие раздумия встречаются в партиях начинающих игроков и в играх с форой. "Одна партия должна длиться примерно один час" - можно ориентироваться на такой критерий.
(9) Во время партии не следует разговаривать с соперником
Естественно, не следует комментировать ходы противника. Но и разговоры с противником на другие темы также не следует вести. Поскольку это мешает игроку думать. Однако, когда играют друзья, они, естественно, переговариваются между собой и, таким образом, за игрой хорошо проводят время. За исключением этого случая, особенно в оффициальных играх, не следует разговаривать с соперником.
(10) Не следует слишком сильно проявлять эмоции после партии
После партии не следует проявлять черезмерной радости или раздражения. Лучше вместе с партнёром проанализировать её развитие. Особенно после игры с форой против сильного противника услышать его мнение будет полезно для прогресса.
Соблюдение правил этикета делает игру в сёги интересным времяпровождением и, в то же время, думается, способствует повышению мастерства. Чтобы игра в сёги доставляла удовольствие, старайтесь не допускать наиболее грубых нарушений этикета.Что такое сёги? - Оглавление / Добро пожаловать в мир сёги - Начало
Используются технологии uCoz