Что такое сёги? - Оглавление / Добро пожаловать в мир сёги - Начало
Итак, здесь рассказывается о правилах чтения и записи ходов. В японской литературе для этого используются иероглифы, что неудобно для любителей сёги в других странах. Здесь рассказывается о "европейской" нотации. Как уже рассказывалось в разделе "Введение в сёги", и как показано на рисунке слева, вертикальные линии обозначаются цифрами от 1 до 9 справа налево, а горизонтали - буквами латинского алфавита от "a" до "i" сверху вниз. Эти обозначения вертикалей и горизонталей используются для записи ходов всех фигур (указывается конечное положение фигуры, сделавшей ход). Например, если в исходной позиции, показанной на рисунке слева, "ладейная" пешка сэнтэ (чёрных), которая находится на поле 2g (то есть перед ладьёй), продвинется вперёд, такой ход запишется 1.P2f ("1." - означает, что это первый ход). |
Диаграммы обычно показываются со стороны сэнтэ. Фигуры сэнтэ находятся внизу, готэ - вверху. Для обозначения сэнтэ используется знак , для обозначения готэ - . Итак, первым ходом сэнтэ сыграли 1.P2g. Если готэ ответят продвижением пешки 3c на поле 3d, то этот ход запишется, как 1...P3d ("..." - означает, что это ход готэ). В непрерывной записи хода сэнтэ и ответа готэ это будет выглядеть, как 1.P2f P3d. Здесь "1." - номер хода (первый), далее следует ход сэнтэ ("P2f"), за ним - ход готэ ("P3d"). Далее таким же образом записывается второй, третий и последующие ходы. Например, позиция на рисунке слева возникла из исходной позиции после 1.P2f P3d 2.P7f P4d 3.P2e B3c. |
Если фигура своим ходом бьёт фигуру противника, для записи такого хода используется знак "x". Например, если в позиции на предыдущем рисунке сэнтэ пойдут пешкой 2e на 2d, готэ побьют её своей пешкой 2с на 2d, затем сэнтэ побьют эту пешку ладьёй 2h на 2d, после чего слон готэ 3c побьёт ладью, то всё это запишется, как 4.P2d Px2d 5.Rx2d Bx2d. В итоге получится позиция на рисунке слева. Как видно, теперь в резерве сэнтэ есть пешка, а в резерве готэ - ладья и пешка. Конечно в реальной партии сэнтэ невыгодно таким образом отдавать ладью противнику. Показанный порядок ходов приведён лишь для того, чтобы продемонстрировать, как записываются ходы. |
Таким же образом записываются ходы всех остальных фигур. Например, если в позиции, показанной на рисунке слева, в качестве следующего хода сэнтэ указано L9h, это значит, что пика сэнтэ 9i продвинулась на одну клетку вперёд. Если указано R2f - это значит, что ладья 2h "всплыла" на две клетки вверх. Если S7h, значит серебро 7i "поднялось" на одну клетку вверх. Здесь может возникнуть вопрос. Если в качестве следующего хода сэнтэ указано S6h, это может означать как "отступление" серебра 5g, так и продвижение серебра 7i. В таких случаях, чтобы избежать неоднозначности, дополнительно указывается информация о первоначальном положении фигуры. Например для отступления серебра 5g этот ход может быть записан, как S5g6h, S56h или Sg6h, а для продвижения серебра 7i - как S7i6h, S76h или Si6h. |
На рисунке слева показана исходная позиция. Но и здесь запись 1.G5h является неоднозначной. Непонятно, то ли золото 4i вышло на 5h, то ли золото 6i. Для золота 4i этот ход должен быть записан, как 1.G4i5h или 1.G45h, для золота 6i - 1.G6i5h или 1.G65h (здесь запись 1.Gi5h не снимает неоднозначности). Точно также для готэ запись 1...G5b неправильна. Правильная запись должна быть 1...G4a5b, 1...G45b, 1...G6a5b или 1...G65b. |
По правилам сёги фигуры, попадая в чужой лагерь, могут превращаться или не превращаться по выбору игрока, играющего ими. В случае превращения после хода пишется знак "+", в случае непревращения - знак "=". Например, если на рисунке слева пешка сэнтэ 2d бьёт серебро с превращением, такой ход записывается, как Px2c+. Если серебро сэнтэ 5c бьёт слона без превращения, такой ход записывается, как Sx4d=. Для записи ходов уже превращённых фигур знак "+" пишется вначале. Наример если на рисунке слева токин (превращённая пешка) сэнтэ 5a пойдёт на 5b, то этот ход запишется, как +P5b. Так же и для остальных фигур знак "+" пишется перед латинской буквой, обозначающей фигуру, чтобы обозначить превращённую фигуру. |
По правилам сёги, игроки могут сбрасывать фигуры из резерва на доску. Для записи сброса используется знак "*". Фигуры в резерве показываются на диаграммах радом с изображением доски. Если диаграмма показана со стороны сэнтэ, то фигуры в резерве сэнтэ показываются справа от изображения доски, фигуры в резерве готэ - слева. Например, на рисунке слева, в резерве сэнтэ имеются золото, серебро и пешка. Если сэнтэ следующим ходом сбрасывают серебро в поле 4d, то такой ход записывается, как S*4d. Если сэнтэ сбрасывают золото на поле 5d, то такой ход записывается, как G*5d. Если готэ сбрасывают слона на поле 6i, то такой ход записывается, как ...B*6i. Если готэ сбрасывают пешку на поле 4f, то это записывается, как P*4f. |
Что такое сёги? - Оглавление / Добро пожаловать в мир сёги - Начало