(та)

(та)
тайро-фу:са

"Блокировка пути отступления". Название тэсуджи, часто применяющегося в задачах цумэ-сёги. Жертва фигуры атакующей стороной в поле, через которое мог бы бежать король, вынуждая защищающуюся сторону бить эту фигуру. В результате путь отступления королю блокирует своя же фигура.

дайдо: цумэ-сё:ги

"Уличные цумэ-сёги". Иногда используется сокращённое название "дайдо:-ги". Разновидность "бизнеса" в старину, когда, например, в праздничные дни, на уличных лотках предлагали прохожим решить задачу цумэ-сёги за определённую ставку. Сами задачи, предлагаемые таким образом для решения, также называются "уличные цумэ-сёги" (дайдо: цумэ-сё:ги). Такие задачи кажутся простыми на первый взгляд, но, на самом деле, содержат множество трудностей и проблем. Постепенно такая форма "коммерческой деятельности" исчезла.
На диаграмме представлена типичная задача такого рода. Кажется, мат быстро получается после 1.G*9f K8d 2.Lx8g. Но здесь последует "промежуточная вставка" (тю:-аи). На самом деле, мат ставится в 13 ходов (25 полу-ходов).

танки-дзусики

Композиция типа "одинокий всадник". Задача цумэ-сёги, в которой в исходной позиции у "атакующей стороны" (сэмэ-ката) лишь одна фигура.

танки-дзумэ

Задача на "мат одиноким всадником". Задача цумэ-сёги, в которой в "матовой позиции" (цумэ-агари) у "атакующей стороны" (сэмэ-ката) остаётся лишь одна фигура, которая и ставит мат.

тан-да

"Близкий (короткий) сброс". Разновидность "ограниченного сброса" (гэнтэй-да). Сброс "дальнобойной фигуры" (тоби-до:гу, то есть ладьи, слона или пики) вплотную к королю противника, хотя для шаха можно было бы сбросить эту фигуру и на расстоянии.
[Смотрите "гэнтэй-да" (ограниченный сброс)]

тампэн цумэ-сё:ги

"Короткая (короткометражная) задача цумэ-сёги". Задача цумэ-сёги с коротким решением. Обычно не более 9-ти ходов (17-ти полу-ходов). Задачи с решением не длиннее 3-х ходов (5-ти полу-ходов) называют "тё:-тампэн цумэ-сё:ги" (сверх-короткие цумэ-сёги).
[Смотрите "тю:хэн цумэ-сё:ги" (средние задачи цумэ-сёги) и "тё:хэн цумэ-сё:ги" (длинные задачи цумэ-сёги)]

(ти)
тю:-аи

"Промежуточная вставка". [Общий термин]. Разновидность "фигуры-вставки" (аи-гома). Сброс "фигуры-вставки" (аи-гома), когда она оказывается без защиты. Но "бесполезную вставку" (муда-аи), когда жертва фигуры не несёт никакого смысла, не называют "промежуточной вставкой" (тю:-аи). "Промежуточная вставка" (тю:-аи) - жертва "фигуры-вставки" (аи-гома), в результате которой королю удаётся спастись от мата, или (что чаще) существенно увеличить количество ходов в матовом варианте.
[Смотрите "муда-аи" (бесполезная вставка)]
Слева показана диаграмма, которая также используется и для описания термина "кё:фу-мондай" (задача с пиками и пешками). На 1.L*2d следует "промежуточная вставка" (тю:-аи) 1...S*2c, после чего матовый вариант становится значительно длиннее.

тю:хэн цумэ-сё:ги

"Средняя задача цумэ-сёги". Задача цумэ-сёги с решением от 10-ти до 25-ти ходов (от 19-ти до 49-ти полу-ходов). Задачи с решением короче 10-ти ходов (19-ти полу-ходов) называются "тампэн цумэ-сё:ги" (короткие задачи цумэ-сёги), с решением более 25-ти ходов (49-ти полу-ходов) - "тё:хэн цумэ-сё:ги" (длинные задачи цумэ-сёги).
[Смотрите "тампэн цумэ-сё:ги" (короткие задачи цумэ-сёги) и "тё:хэн цумэ-сё:ги" (длинные задачи цумэ-сёги)]

тё:хэн цумэ-сё:ги

"Длинная задача цумэ-сёги". Задача цумэ-сёги с решением более 25-ти ходов (51 полу-ход и более). Задачи с решением более 50-ти ходов (более 100 полу-ходов) называют "тё:-тё:хэн цумэ-сё:ги" (сверх-длинные задачи цумэ-сёги). На сегодняшний день самая длинная задача называется "Микро-космос" (микуро-космосу), она решается в 763 хода (1525 полу-ходов).
[Смотрите "тампэн цумэ-сё:ги" (короткие задачи цумэ-сёги), "тю:хэн цумэ-сё:ги" (средние задачи цумэ-сёги), "микуро-космосу" (Микро-космос)]

(цу)
цукада-сё:

"Премия Цукады". Премия, присуждаемая за высококлассную задачу цумэ-сёги, учереждённая журналом "Киндай сё:ги", названная в честь известного игрока в прошлом Масао Цукады (9-й дан).

цумэ-ката

(1) "Матующая сторона". Сторона, пытающаяся поставить мат, то же самое, что "атакующая сторона" (сэмэ-ката).
(2) "Способ поставить мат". Матовый вариант.

цумэ-агари

"Матовая позиция". Конечная позиция задачи цумэ-сёги, где король получает мат.

цумэ-ката сайтан-но гэнсоку

"Правило самого короткого способа поставить мат". Одно из правил цумэ-сёги. Чтобы правильно решить задачу, необходимо найти самый короткий матовый вариант. Если найден более длинный вариант, чем возможно, это не считается правильным решением.

цумэ-сё:ги

"Задача на мат, матовая композиция". Придуманная позиция, в которой нужно поставить мат серией шахов. Такие позиции бывают очень разными - бывают очень похожими на те, что часто возникают в реальных партиях; бывают совершенно фантастическими, которые в партиях никогда не встречаются.

цумэ-сё:ги сакка

"Создатель (автор, художник) задач цумэ-сёги". Чёткого определения, видимо не существует. Это словосочетание указывает на человека, который занимается созданием задач цумэ-сёги.
Кстати, это может быть не профессиональный игрок в сёги, а человек другой профессии.

цумэ-сё:ги парадайсу

"Волшебный мир цумэ-сёги". Специализированный журнал о цумэ-сёги. Иногда его называют сокращённо "цумэ-пара" или "пара". Интернет-сайт этого журнала (на японском языке).

цумэ-кисуто

Любители задач цумэ-сёги.

цумэ-тэдзюн

"Матовый вариант". Последовательность ходов в задаче цумэ-сёги, приводящая к мату. Правильное решение задачи цумэ-сёги.

цумэ-пара

[Смотрите "цумэ-сё:ги парадайсу" (волшебный мир цумэ-сёги)]

цуму сё:ги

"Матующие сёги". Обычно в решения задач цумэ-сёги содержат необычные жертвы и "волшебные ходы" (мё:сю), то есть требуют изобретательности. Задачи, в которых мат ставится простой серией шахов, обычно называются "цуму сё:ги" (матующие сёги).

цуруси-дзумэ

"Подвешенный мат". Мат королю, находящемуся на горизонтали "c", с помощью коня.

(тэ)
тэ-амари

"Избыток средств". Мат с избыточными фигурами в руке. Если такой мат является результатом правильного решения, то, в наше время, саму задачу называют "несовершенной композицией" (фу-кандзэн саку). "Избыток средств" присутствует во многих старинных композициях.
[Смотрите "фу-кандзэн саку" (несовершенная композиция)]

тэдзюн-дзэнго

"Обратный (изменённый) порядок ходов". [Общий термин]. Сыгранные не в должном порядке ходы. В партии это может привести к ухудшению позиции. При решении задач цумэ-сёги (на мат) - к невозможности поставить мат.
Более того, цумэ-сёги, решающиеся разным порядком ходов (тэдзюн-дзэнго), называются "несовершенной композицией" (фу-кандзэн саку).
[Смотрите "фу-кандзэн саку" (несовершенная композиция)]

тэсуджи

Тактический приём, комбинация. [Общий термин]. Общее название для эффективных способов применения фигур с учётом их индивидуальных особенностей. Иногда используется сокращение "судзи". Изучение тэсуджи позволяет быстро повысить мастерство и в "игровых" сёги, и в цумэ-сёги.

(то)
то-ицу дзусики

"Композиция близнецов". Задача цумэ-сёги, где различные типы фигур присутствуют парами (по две штуки).

тоби-до:гу

"Летающие средства", дальнобойные фигуры. [Общий термин]. Общее название для ладьи, слона, коня и пики. Коня иногда исключают из этого списка.


Что такое сёги / Цумэ-сёги

Используются технологии uCoz