![]() |
|||
![]() |
кайгокан | "Впечатление от решения". Мысли и чувства после решения задачи цумэ-сёги. | |
![]() |
кайдзу | "Решение задачи цумэ-сёги" (сам процесс). Употребляется, например, в словосочетаниях "кайдзу-рёку" (способности к решению), "кайдзу-ёку" (желание порешать задачи). | |
![]() |
какиноки-сё:ги файбу | "Какиноки-сёги, версия 5". [Общий термин]. Название сёги-программы, в которой, в том числе, доступны довольно мощные функции для решения задач цумэ-сёги. В 2001-м году вышла 5-я версия программы. С тех пор, практически, каждый год появляется новая версия. | |
![]() |
кадзари-гома | "Декоративные фигуры". Фигуры в задачной позиции, которые не имеют отношения ни к мату, ни к возможным вариантам, и служат лишь для украшения позиции. В современных задачах цумэ-сёги такие фигуры практически не встречаются. | |
![]() |
кангэн-гёку | "Возвратившийся король". Король, получающий мат, вернувшись в исходное поле, где он находился в начальной позиции задачи. | |
![]() |
кандзю-сё: | "Премия Кандзю". Ежегодно присуждаемая награда за лучшую задачу цумэ-сёги, названная в честь Ито Кандзю - знаменитого специалиста по задачам цумэ-сёги , жившего в эпоху Эдо (1603-1868 гг.). | |
![]() |
кандзэн саку | "Совершенная композиция" (иногда используется "кандзэн сакухин", что тоже самое). Задача цумэ-сёги, лишённая таких дефектов, как "лишний мат" (ё-дзумэ) и "отсутствие мата" (фу-дзумэ). | |
![]() |
кансо-дзусики | "Простая (плоская) композиция". Задача цумэ-сёги, в которой в начальной позиции не более 5-ти фигур находится на доске и не более 4-х в руке. | |
![]() |
|||
![]() |
ги-саку-и / нисэ-саку-и | "Фальшивая идея, фальшивый план". Вариант, который выглядит, как правильное решение, но, на самом деле, не позволяет поставить мат. Обычно задачи именно таким образом и составляются, чтобы ввести в заблуждение решающих, и усложнить процесс решения. | |
![]() |
кидзу | "Рана, слабое место". В контексте цумэ-сёги - небольшой недостаток композиции. Это не такой значительный недостаток, как "лишний мат" (ё-дзумэ) в случае "несовершенной композиции" (фу-кандзэн саку). Этот недостаток связан с "неопределённостью" (хи-гэнтэй) в выборе полей для сброса фигур, что приводит к возможности поставить мат "разными вариантами с одинаковым количеством ходов" (хэнка до:-тэсу:). | |
![]() |
гяку-о:тэ | "Контр-шах". [Общий термин]. Защитный ход против шаха, в результате которого уже король противника получает шах. Можно сказать, что такой тактический элемент (тэсуджи) обязательно присутствует в "задачах цумэ-сёги с двумя королями" (со:-гёку мондай). | |
![]() |
гякусан-сики | "Схема обратного процесса". Метод создания задач цумэ-сёги, когда сначала выстраивают "матовую позицию" (цуми-агари), а потом делают "обратные" ходы, чтобы получить исходную позицию задачи. | |
![]() |
кё:сэн-кё:фу | "Пика вместо пешки" (то есть, выбор пики из альтернативы пика или пешка). Сброс пики в случае, когда достаточно было бы сбросить пешку. Такой выбор делается для того, чтобы в последствии избежать "мата сброшенной пешкой" (учи-фу-дзумэ) или "запретных сдвоенных пешек" (ни-фу кин). | |
![]() |
кё:фу-мондай | ![]() "Задача с пиками и пешками". Задача цумэ-сёги, составленная только из пик и пешек (и превращённых пешек). Задачи такого типа являются наиболее типичными представителями задач "дайдо: цумэ-сёги" (уличные цумэ-сёги). | |
![]() |
гёку-гата | "Сторона короля". В задачах цумэ-сёги - сторона, которой пытаются поставить мат. | |
![]() |
кёку-дзумэ | "Задача с намёком". Задача цумэ-сёги, в которой форма начальной позиции или "матовой позиции" (цумэ-агари) напоминает какой-либо знак (например, иероглиф или цифру). Если форму знака напоминает исходная позиция, то такую задачу называют "сёкэй кёку-дзумэ" (задача с намёком в исходной позиции). Если знак появляется в матовой позиции, то такую задачу называют "абури-даси" (письмо невидимыми чернилами, шифр). Если знаки есть и в исходной, и в матовой позициях, то задачу называют "риттай кёку-дзумэ" (задача с двойным намёком). | |
![]() |
|||
![]() |
кэмури-дзумэ | Задача типа "рассеивающийся дым". Задача цумэ-сёги, в которой в исходной позиции все фигуры находятся на доске, но в процессе решения практически все фигуры бьются, и в матовой позиции остаётся лишь король и две фигуры "атакующей стороны" (сэмэ-ката). | |
![]() |
гэнтэй-аи | "Ограниченная вставка". Ограничение на выбор "фигуры-вставки" (аи-гома) фигурами одного типа. Если защищающаяся сторона закроется фигурой другого типа (не попадающей под это ограничение), то мат получается быстрее. | |
![]() |
гэнтэй-да | "Ограниченный сброс". Ограничение выбора полей для сброса дальнобойной фигуры (ладьи, слона или пики) одним полем, когда сброс в другое поле приводит к невозможности поставить мат. | |
![]() |
кэнто: | Анализ, изучение. [Общий термин]. | |
![]() |
|||
![]() |
ко:кэй | "Хорошая форма". [Общий термин]. В "игровых" сёги так называют хорошую форму лагеря. В контексте цумэ-сёги "хорошей формой" (ко:кэй) иногда называют исходную позицию задачи. В этом смысле понятие "хорошая форма" (ко:кэй) носит несколько интуитивный характер. Обычно "хорошей формой" (ко:кэй) называют исходную позицию, не "перегруженную" черезмерно большим количеством фигур. | |
![]() |
ко:дзу | "Конструктивная схема, набросок, план". Расстановка фигур, на основе которой создаётся задача цумэ-сёги. | |
![]() |
ко:со: | "Замысел, идея, концепция". Главная мысль автора, которую он заложил в своей задаче. Используется, например, в словосочетании "ко:со:-саку" (идейная композиция). | |
![]() |
гокай | "Неправильное понимание, ошибочное представление". Так называют ошибочное решение. | |
![]() |
ко-гома кэмури-дзумэ | Задача типа "рассеивающийся дым", составленная только из "младших фигур" (ко-гома, то есть без ладей и слонов). | |
![]() |
ко-гома дзусики | "Композиция из младших фигур". Задача цумэ-сёги, составленная только из "младших фигур" (ко-гома). | |
![]() |
ко-саку моно | "Старинная композиция (неизвестного автора)". Так называют легендарные задачи цумэ-сёги неизвестных авторов, дошедшие до наших дней из эпохи Эдо (1603-1868 гг.). | |
![]() |
ко-дзусики | "Старинные диаграммы". Общее название задач цумэ-сёги, представленных вниманию сёгуна в эпоху Эдо (1603-1868 гг.), и для диаграмм, опубликованных в сборниках того времени. | |
![]() |
котэн цумэ-сё:ги | "Классические задачи цумэ-сёги". Старинные задачи и композиции периодов Эдо (1603-1868 гг.), Мэйдзи (1868-1912 гг.) и Тайсё (1912-1926 гг.). На странице Музей сёги (на японском языке) можно посмотреть множество удивительных "классических задач цумэ-сёги" (котэн цумэ-сё:ги). | |
![]() |
кома-амари | "Избыток фигур". Задача цумэ-сёги, в которой в "матовой позиции" (цумэ-агари), остаются фигуры в руке (у атакующей стороны). "Избыток фигур" (кома-амари) чётко указывает на "несовершенную композицию" (фу-кандзэн саку). | |
![]() |
кома-хито сорои-дзумэ | "Задача с полным набором фигур на доске по одной штуке". Задача цумэ-сёги, в которой на доске находятся представители всех 8-ми типов фигур по одной штуке, и нет фигур в руке. |