(ка)

(ка)
кайгокан

"Впечатление от решения". Мысли и чувства после решения задачи цумэ-сёги.

кайдзу

"Решение задачи цумэ-сёги" (сам процесс). Употребляется, например, в словосочетаниях "кайдзу-рёку" (способности к решению), "кайдзу-ёку" (желание порешать задачи).

какиноки-сё:ги файбу

"Какиноки-сёги, версия 5". [Общий термин]. Название сёги-программы, в которой, в том числе, доступны довольно мощные функции для решения задач цумэ-сёги. В 2001-м году вышла 5-я версия программы. С тех пор, практически, каждый год появляется новая версия.

кадзари-гома

"Декоративные фигуры". Фигуры в задачной позиции, которые не имеют отношения ни к мату, ни к возможным вариантам, и служат лишь для украшения позиции. В современных задачах цумэ-сёги такие фигуры практически не встречаются.

кангэн-гёку

"Возвратившийся король". Король, получающий мат, вернувшись в исходное поле, где он находился в начальной позиции задачи.

кандзю-сё:

"Премия Кандзю". Ежегодно присуждаемая награда за лучшую задачу цумэ-сёги, названная в честь Ито Кандзю - знаменитого специалиста по задачам цумэ-сёги , жившего в эпоху Эдо (1603-1868 гг.).

кандзэн саку

"Совершенная композиция" (иногда используется "кандзэн сакухин", что тоже самое). Задача цумэ-сёги, лишённая таких дефектов, как "лишний мат" (ё-дзумэ) и "отсутствие мата" (фу-дзумэ).
[Смотрите термины "ё-дзумэ" (лишний мат) и "фу-дзумэ" (отсутствие мата). Противоположный термин "фу-кандзэн саку" (несовершенная композиция)]

кансо-дзусики

"Простая (плоская) композиция". Задача цумэ-сёги, в которой в начальной позиции не более 5-ти фигур находится на доске и не более 4-х в руке.

(ки)
ги-саку-и / нисэ-саку-и

"Фальшивая идея, фальшивый план". Вариант, который выглядит, как правильное решение, но, на самом деле, не позволяет поставить мат. Обычно задачи именно таким образом и составляются, чтобы ввести в заблуждение решающих, и усложнить процесс решения.
[Смотрите "саку-и" (замысел, идея)]

кидзу

"Рана, слабое место". В контексте цумэ-сёги - небольшой недостаток композиции. Это не такой значительный недостаток, как "лишний мат" (ё-дзумэ) в случае "несовершенной композиции" (фу-кандзэн саку). Этот недостаток связан с "неопределённостью" (хи-гэнтэй) в выборе полей для сброса фигур, что приводит к возможности поставить мат "разными вариантами с одинаковым количеством ходов" (хэнка до:-тэсу:).
[Смотрите "фу-кандзэн саку" (несовершенная композиция), "хи-гэнтэй" (неопределённость), "хэнка до:-тэсу:" (разные варианты с одинаковым количеством ходов)]

гяку-о:тэ

"Контр-шах". [Общий термин]. Защитный ход против шаха, в результате которого уже король противника получает шах. Можно сказать, что такой тактический элемент (тэсуджи) обязательно присутствует в "задачах цумэ-сёги с двумя королями" (со:-гёку мондай).
[Смотрите "со:-гёку мондай" (задача с двумя королями)]

гякусан-сики

"Схема обратного процесса". Метод создания задач цумэ-сёги, когда сначала выстраивают "матовую позицию" (цуми-агари), а потом делают "обратные" ходы, чтобы получить исходную позицию задачи.
[Противоположный темрин - "сэйсан-сики" (схема прямого процесса)]

кё:сэн-кё:фу

"Пика вместо пешки" (то есть, выбор пики из альтернативы пика или пешка). Сброс пики в случае, когда достаточно было бы сбросить пешку. Такой выбор делается для того, чтобы в последствии избежать "мата сброшенной пешкой" (учи-фу-дзумэ) или "запретных сдвоенных пешек" (ни-фу кин).
[Смотрите "учи-фу-дзумэ" (мат сброшенной пешкой) и "ни-фу кин" (запретные сдвоенные пешки)]

кё:фу-мондай

"Задача с пиками и пешками". Задача цумэ-сёги, составленная только из пик и пешек (и превращённых пешек). Задачи такого типа являются наиболее типичными представителями задач "дайдо: цумэ-сёги" (уличные цумэ-сёги).
На диаграмме слева показана базовая позиция задач "кё:фу-мондай". На первый взгляд может показаться, что мат сразу ставится после 1.L*2d. Но в ответ следует "промежуточная вставка" (тю:-аи) 1...S*2c, и всё оказывается не так просто. Мат ставится в восемь ходов (15 полу-ходов).

гёку-гата

"Сторона короля". В задачах цумэ-сёги - сторона, которой пытаются поставить мат.
[Противоположный термин "сэмэ-ката" (атакующая сторона)]

кёку-дзумэ

"Задача с намёком". Задача цумэ-сёги, в которой форма начальной позиции или "матовой позиции" (цумэ-агари) напоминает какой-либо знак (например, иероглиф или цифру). Если форму знака напоминает исходная позиция, то такую задачу называют "сёкэй кёку-дзумэ" (задача с намёком в исходной позиции). Если знак появляется в матовой позиции, то такую задачу называют "абури-даси" (письмо невидимыми чернилами, шифр). Если знаки есть и в исходной, и в матовой позициях, то задачу называют "риттай кёку-дзумэ" (задача с двойным намёком).
[Смотрите "сёкэй" (исходная позиция), "абури-даси" (письмо невидимыми чернилами, шифр), "риттай кёку-дзумэ" (задача с двойным намёком)]

(кэ)
кэмури-дзумэ

Задача типа "рассеивающийся дым". Задача цумэ-сёги, в которой в исходной позиции все фигуры находятся на доске, но в процессе решения практически все фигуры бьются, и в матовой позиции остаётся лишь король и две фигуры "атакующей стороны" (сэмэ-ката).
[Смотрите "сэмэ-ката" (атакующая сторона)]

гэнтэй-аи

"Ограниченная вставка". Ограничение на выбор "фигуры-вставки" (аи-гома) фигурами одного типа. Если защищающаяся сторона закроется фигурой другого типа (не попадающей под это ограничение), то мат получается быстрее.
[Смотрите "аи-гома" (фигура-вставка)]

гэнтэй-да

"Ограниченный сброс". Ограничение выбора полей для сброса дальнобойной фигуры (ладьи, слона или пики) одним полем, когда сброс в другое поле приводит к невозможности поставить мат.
[Смотрите "эн-да" (дальний сброс), "сай-эн-да" (самый дальний сброс)]

кэнто:

Анализ, изучение. [Общий термин].
(1) В "игровых" сёги - исследование сыгранной ранее партии с целью найти более удачные ходы.
(2) В контексте цумэ-сёги - исследование задачи с целью понять, является ли она "совершенной композицией" (кандзэн саку).
[Смотрите "кандзэн саку" (совершенная композиция)]

(ко)
ко:кэй

"Хорошая форма". [Общий термин]. В "игровых" сёги так называют хорошую форму лагеря. В контексте цумэ-сёги "хорошей формой" (ко:кэй) иногда называют исходную позицию задачи. В этом смысле понятие "хорошая форма" (ко:кэй) носит несколько интуитивный характер. Обычно "хорошей формой" (ко:кэй) называют исходную позицию, не "перегруженную" черезмерно большим количеством фигур.

ко:дзу

"Конструктивная схема, набросок, план". Расстановка фигур, на основе которой создаётся задача цумэ-сёги.

ко:со:

"Замысел, идея, концепция". Главная мысль автора, которую он заложил в своей задаче. Используется, например, в словосочетании "ко:со:-саку" (идейная композиция).

гокай

"Неправильное понимание, ошибочное представление". Так называют ошибочное решение.

ко-гома кэмури-дзумэ

Задача типа "рассеивающийся дым", составленная только из "младших фигур" (ко-гома, то есть без ладей и слонов).
[Смотрите "кэмури-дзумэ" (задача типа "рассеивающийся дым")]

ко-гома дзусики

"Композиция из младших фигур". Задача цумэ-сёги, составленная только из "младших фигур" (ко-гома).

ко-саку моно

"Старинная композиция (неизвестного автора)". Так называют легендарные задачи цумэ-сёги неизвестных авторов, дошедшие до наших дней из эпохи Эдо (1603-1868 гг.).

ко-дзусики

"Старинные диаграммы". Общее название задач цумэ-сёги, представленных вниманию сёгуна в эпоху Эдо (1603-1868 гг.), и для диаграмм, опубликованных в сборниках того времени.

котэн цумэ-сё:ги

"Классические задачи цумэ-сёги". Старинные задачи и композиции периодов Эдо (1603-1868 гг.), Мэйдзи (1868-1912 гг.) и Тайсё (1912-1926 гг.). На странице Музей сёги (на японском языке) можно посмотреть множество удивительных "классических задач цумэ-сёги" (котэн цумэ-сё:ги).

кома-амари

"Избыток фигур". Задача цумэ-сёги, в которой в "матовой позиции" (цумэ-агари), остаются фигуры в руке (у атакующей стороны). "Избыток фигур" (кома-амари) чётко указывает на "несовершенную композицию" (фу-кандзэн саку).
[Смотрите "цумэ-агари" (матовая позиция) и "фу-кандзэн саку" (несовершенная композиция)]

кома-хито сорои-дзумэ

"Задача с полным набором фигур на доске по одной штуке". Задача цумэ-сёги, в которой на доске находятся представители всех 8-ми типов фигур по одной штуке, и нет фигур в руке.


Что такое сёги / Цумэ-сёги

Используются технологии uCoz