![]() |
||
![]() |
бака-дзумэ | "Глупый" мат. Задача цумэ-сёги, в которой "сторона короля" действует заодно с "атакующей стороной", чтобы мат получился как можно быстрее. То есть, задача на "кооперативный мат". Разновидность "сказочной задачи цумэ-сёги" (фэари: цумэ-сё:ги). |
![]() |
хадака-гёку / ра-гёку | ![]() "Голый король". Задача цумэ-сёги, в которой в исходной позиции на доске находится только одна фигура - король. [Например, используется в словосочетании "хадака-гёку дзусики" (композиция "голый король")] |
![]() |
хая-дзумэ | (= "хая-дзуми"). "Преждевременный мат". Мат, поставленный раньше, чем было задуманно автором. Разновидность "лишнего мата" (ё-дзумэ). |
![]() |
||
![]() |
хи-гэнтэй | "Отсутствие ограничений". Цумэ-сёги с "отсутствием ограничений" (хи-гэнтэй) не считаются "несовершенной композицией" (фу-кандзэн саку), но ценятся ниже, чем задачи с "ограничениями" (гэнтэй). Под "отсутствием ограничений" (хи-гэнтэй) понимается: |
![]() |
хи-каку дзусики | "Композиция ладей и слонов". Задача цумэ-сёги, в которой "исходная позиция" (сёкэй) составлена из четырёх фигур - двух ладей и двух слонов. |
![]() |
хи-сэн хи-кё: | "Ладья вместо пики". Сброс ладьи, когда для шаха достаточно было бы сбросить и пику. Это делается, например, для того, чтобы в дальнейшем избежать "мата сброшенной пешкой" (учи-фу дзумэ), или для того, чтобы пожертвовав ладью, затем заставить "сторону короля" использовать её как "фигуру вставку" (аи-гома), которую можно будет побить с шахом и снова использовать в атаке. |
![]() |
хи-сэн хи-фу | "Ладья вместо пешки". Сброс ладьи, когда для шаха можно было бы сбросить и пешку. Такой ход делается, чтобы избежать "мата сброшенной пешкой" (учи-фу дзумэ). |
![]() |
бимбо:-дзусики | "Бедная композиция". Задача цумэ-сёги, составленная без золотых и серебряных генералов (без золота и серебра). |
![]() |
||
![]() |
фэари: цумэ-сё:ги | "Сказочная задача цумэ-сёги". Общий термин для необычных задач цумэ-сёги со специфическими правилами. Пример такой задачи - "глупый (кооперативный) мат" (бака-дзумэ). |
![]() |
фу-кандзэн саку | (= "фу-кандзэн саку-хин"). "Несовершенная композиция". Задача цумэ-сёги с такими недостатками, как "лишний мат" (ё-дзумэ), "отсутствие мата" (фу-дзумэ) или "избыток фигур" (кома-амари). Такая задача не признаётся в качестве законченной композиции. |
![]() |
фу-дзумэ | "Отсутствие мата". Наиболее неприятный недостаток "несовершенной композиции" (фу-кандзэн саку), когда оказывается, что мат в задаче на самом деле не ставится. |
![]() |
фу-до: гома | "Неподвижная фигура". Фигура в задаче цумэ-сёги, которая от "исходной позиции" (сёкэй) до "матовой позиции" (цумэ-агари) не делает ни одного хода. Задачи цумэ-сёги с большим количеством "неподвижных фигур" (фу-до: гома) оцениваются невысоко. |
![]() |
фу-ри кан | "Впечатление невыгодности". Как правило, в решении задач цумэ-сёги присутствует ход, который обычно трудно сыграть, поскольку он кажется невыгодным. Чем больше это "впечатление невыгодности", тем труднее задача цумэ-сёги. |
![]() |
фу-ри ко:кан | "Невыгодный размен". Размен ценной фигуры на менее ценную, чтобы избежать "мата сброшенной пешкой" (учи-фу дзумэ). |
![]() |
||
![]() |
бэцу-дзумэ | "Другой мат". Мат, который можно поставить в задачной позиции, отличающийся от "правильного решения". Его обычно называют "ё-дзумэ" (лишний мат). |
![]() |
хэнка | "(Другой) вариант". В задачах цумэ-сёги - последовательность ходов, в которой "сторона короля" отвечает другим способом, чем в "правильном решении". Чем больше возможных "вариантов" (хэнка), тем сложнее задача цумэ-сёги. Если в каком-либо "варианте" (хэнка) королю удаётся спастись, то говорят об "отсутствии мата" (фу-дзумэ). |
![]() |
хэнка тё:-тэсу: | ![]() "Более длинный вариант". Часто называется сокращённо "хэн-тё:". |
![]() |
хэнка до:-тэсу: | "Вариант с таким же количеством ходов". Часто называется сокращённо "хэн-до:". |
![]() |
||
![]() |
хон тэ-дзюн | "Основной вариант". Правильное решение, "замысел" (саку-и). |