(ха)

(ха)
бака-дзумэ

"Глупый" мат. Задача цумэ-сёги, в которой "сторона короля" действует заодно с "атакующей стороной", чтобы мат получился как можно быстрее. То есть, задача на "кооперативный мат". Разновидность "сказочной задачи цумэ-сёги" (фэари: цумэ-сё:ги).
[Смотрите "фэари: цумэ-сё:ги" (сказочная задача цумэ-сёги)]

хадака-гёку / ра-гёку

"Голый король". Задача цумэ-сёги, в которой в исходной позиции на доске находится только одна фигура - король. [Например, используется в словосочетании "хадака-гёку дзусики" (композиция "голый король")]

На диаграмме слева показана задача Ито Кандзю на тему "голый король". Это первая задача такого типа, ставшая знаменитой. Решается в 16 ходов (31 полу-ход).

хая-дзумэ

(= "хая-дзуми"). "Преждевременный мат". Мат, поставленный раньше, чем было задуманно автором. Разновидность "лишнего мата" (ё-дзумэ).

(хи)
хи-гэнтэй

"Отсутствие ограничений". Цумэ-сёги с "отсутствием ограничений" (хи-гэнтэй) не считаются "несовершенной композицией" (фу-кандзэн саку), но ценятся ниже, чем задачи с "ограничениями" (гэнтэй). Под "отсутствием ограничений" (хи-гэнтэй) понимается:
(1) - ситуация, когда не имеет значения, в какое именно поле сбросить дальнобойную фигуру (ладью, слона или пику) на линии её действия;
(2) ситуацию, когда не имеет значения, какую именно фигуру нужно использовать в качестве "фигуры-вставки" (аи-гома, то есть, сбросить, чтобы закрыться).

хи-каку дзусики

"Композиция ладей и слонов". Задача цумэ-сёги, в которой "исходная позиция" (сёкэй) составлена из четырёх фигур - двух ладей и двух слонов.
[Смотрите "сёкэй" (исходная позиция)]

хи-сэн хи-кё:

"Ладья вместо пики". Сброс ладьи, когда для шаха достаточно было бы сбросить и пику. Это делается, например, для того, чтобы в дальнейшем избежать "мата сброшенной пешкой" (учи-фу дзумэ), или для того, чтобы пожертвовав ладью, затем заставить "сторону короля" использовать её как "фигуру вставку" (аи-гома), которую можно будет побить с шахом и снова использовать в атаке.

хи-сэн хи-фу

"Ладья вместо пешки". Сброс ладьи, когда для шаха можно было бы сбросить и пешку. Такой ход делается, чтобы избежать "мата сброшенной пешкой" (учи-фу дзумэ).

бимбо:-дзусики

"Бедная композиция". Задача цумэ-сёги, составленная без золотых и серебряных генералов (без золота и серебра).

(фу)
фэари: цумэ-сё:ги

"Сказочная задача цумэ-сёги". Общий термин для необычных задач цумэ-сёги со специфическими правилами. Пример такой задачи - "глупый (кооперативный) мат" (бака-дзумэ).
[Смотрите "бака-дзумэ" ("глупый" мат)]

фу-кандзэн саку

(= "фу-кандзэн саку-хин"). "Несовершенная композиция". Задача цумэ-сёги с такими недостатками, как "лишний мат" (ё-дзумэ), "отсутствие мата" (фу-дзумэ) или "избыток фигур" (кома-амари). Такая задача не признаётся в качестве законченной композиции.
[Противоположнй термин "кандзэн саку" (совершенная композиция). Смотрите также "ё-дзумэ" (лишний мат), "фу-дзумэ" (отсутствие мата) и "кома-амари" (избыток фигур)]

фу-дзумэ

"Отсутствие мата". Наиболее неприятный недостаток "несовершенной композиции" (фу-кандзэн саку), когда оказывается, что мат в задаче на самом деле не ставится.
[Смотрите "фу-кандзэн саку" (несовершенная композиция)]

фу-до: гома

"Неподвижная фигура". Фигура в задаче цумэ-сёги, которая от "исходной позиции" (сёкэй) до "матовой позиции" (цумэ-агари) не делает ни одного хода. Задачи цумэ-сёги с большим количеством "неподвижных фигур" (фу-до: гома) оцениваются невысоко.

фу-ри кан

"Впечатление невыгодности". Как правило, в решении задач цумэ-сёги присутствует ход, который обычно трудно сыграть, поскольку он кажется невыгодным. Чем больше это "впечатление невыгодности", тем труднее задача цумэ-сёги.

фу-ри ко:кан

"Невыгодный размен". Размен ценной фигуры на менее ценную, чтобы избежать "мата сброшенной пешкой" (учи-фу дзумэ).

(хэ)
бэцу-дзумэ

"Другой мат". Мат, который можно поставить в задачной позиции, отличающийся от "правильного решения". Его обычно называют "ё-дзумэ" (лишний мат).

хэнка

"(Другой) вариант". В задачах цумэ-сёги - последовательность ходов, в которой "сторона короля" отвечает другим способом, чем в "правильном решении". Чем больше возможных "вариантов" (хэнка), тем сложнее задача цумэ-сёги. Если в каком-либо "варианте" (хэнка) королю удаётся спастись, то говорят об "отсутствии мата" (фу-дзумэ).

хэнка тё:-тэсу:

"Более длинный вариант". Часто называется сокращённо "хэн-тё:".
"Другой вариант" (хэнка), в котором мат ставится дольше, чем по "замыслу автора" (саку-и). Иногда в "более длинном варианте" (хэн-тё:) даже появляются "лишние фигуры". Но, по специальному соглашению, задача при этом не считается "несовершенной композицией" (фу-кандзэн саку).
[Смотрите "саку-и" (замысел) и "фу-кандзэн саку" (несовершенная композиция)]
На диаграмме слева показан фрагмент старинной композиции цумэ-сёги. По "замыслу" (саку-и) последует 1.S*3b Gx3b 2.B*4b Gx4b 3.G*2b - мат в три хода. Но если вместо 1...Gx3b последует 1...Kx3b, то 2.B*2c - и мат ставится в 4 хода, при этом остаётся лишнее золото.

хэнка до:-тэсу:

"Вариант с таким же количеством ходов". Часто называется сокращённо "хэн-до:".
"Другой вариант" (хэнка) с таким же количеством ходов, как и по "засыслу" (саку-и). Если в "другом варианте с таким же количеством ходов" (хэн-до:) остаются "лишние фигуры", задачу всё равно признают "совершенной композицией" (кандзэн саку). Когда "лишних фигур" не остаётся, говорят о "небольшом недостатке" (кидзу).
[Смотрите "кандзэн саку" (совершенная композиция) и "кидзу" (небольшой недостаток)]

(хо)
хон тэ-дзюн

"Основной вариант". Правильное решение, "замысел" (саку-и).
[Смотрите "саку-и" (замысел)]


Что такое сёги / Цумэ-сёги

Используются технологии uCoz