(а)

(а)
аи-гома

"Фигура-вставка". [Общий термин]. Фигура, сброшенная, чтобы закрыться от шаха, объявленного дальнобойной фигурой (тоби-до:гу, то есть ладьёй, слоном или пикой) противника.

абури-даси

"Письмо невидимыми чернилами, шифр". Разновидность "задачи с намёком" (кёку-дзумэ). Задача цумэ-сёги, в которой форма "матовой позиции" (цумэ-агари) позволяет понять зашифрованный иероглиф или число.
[Смотрите "кёку-дзумэ" (задача с намёком) и "цумэ-агари" (матовая позиция)].

(и)
идо:-аи

"Заслон перемещением". Ход фигурой, находящейся на доске, чтобы закрыться от шаха "дальнобойной фигуры" (тоби-до:гу), таким образом не используя фигуры в резерве. Этот термин иногда встречается и в контексте "игровых" сёги, но наиболее часто употребляется в задачах цумэ-сёги. Фигуру, которой закрываются от шаха, тоже называют "аи-гома" (фигура-вставка).
На диаграмме показан пример. Только что сэнтэ объявили шах: 1.+R3c. Если готэ сбросят "фигуру-вставку" (аи-гома) в поле 3b или уйдут королём 1...K2a, то последует 2.S*2b и вскоре мат. Но если готэ закроются золотым генералом, находящимся на доске - 1...G4a3b, то мат не получается. Ход 1...G4a3b - пример "заслона перемещением" (идо:-аи).
[Смотрите "аи-гома" (фигура-вставка)]

идо:-тю:аи

"Промежуточный заслон перемещением". "Заслон перемещением" (идо:-аи) в случае, когда "фигура-вставка" (аи-гома) ничем не защищена. То есть, ход, который одновременно является "промежуточной вставкой" (тю:-аи) и "заслоном перемещением" (идо:-аи). "Фигура-вставка" (аи-гома) жертвуется для того, чтобы фигура противника, объявляющая шах, изменила своё местоположение.
[Смотрите "идо:-аи" (заслон перемещением) и "тю:аи" (промежуточная вставка)]

иссёку-дзусики

"Монохромная" композиция. Задача цумэ-сёги, составленная из фигур одного вида. Например из одних пешек или из одних золотых генералов.

иссю-мочи-гома

"Полный комплект фигур одного типа в руке". Задача цумэ-сёги, в которой у атакующей стороны в руке имеется полный набор фигур одного типа. Например: четыре золотых генерала, или четыре серебряных генерала, или 18 пешек.

(у)
учи-каэ

"Возвратный сброс". Пожертвовав фигуру, находившуюся на доске, сброс другой фигуры, контролирующей те же поля, что и только что пожертвованная фигура.
Или, пожертвовав "старшую" фигуру, сброс другой фигуры в другое поле, действующую по той же линии, что и пожертвованная фигура.

учи-фу-дзумэ

Мат сброшенной пешкой. [Общий термин]. Запрещённый ход и в "игровых" сёги, и в задачах цумэ-сёги. Мат продвижением находившейся на доске пешки (цуки-фу дзумэ) разрешён.
Для задач цумэ-сёги разработаны разнообразные приёмы (тэсуджи), чтобы избежать мата сброшенной пешкой (учи-фу дзумэ).

ума-ноко

"Пила Лошади (превращённого слона)". Пилообразные перемещения с отступлением превращённого слона, находящегося изначально около короля противника, с целью побить по-пути недостающие фигуры, чтобы поставить мат. Один из "сюжетов" (сюко:) задач цумэ-сёги.
[Смотрите "сюко:" (сюжет, замысел, план)]

На диаграмме показан фрагмент старинной задачи цумэ-сёги с таким "сюжетом" (сюко:). Далее следует 1.+B3c K2a 2.+B4c K1a 3.+B4d K2a 4.+B5d K1a 5.+B5e K2a 6.+B6e K1a 7.+B6f K2a 8.+B7f K1a 9.+Bx7g K2a 10.+B7f (теперь превращённый слон возвращается) K1a 11.+B6f K2a 12.+B6e K1a 13.+B5e K2a 14.+B5d K1a 15.+B4d K2a 16.+B4c K1a 17.+B3c K2a 18. +S3b (заключительная стадия) K1b 19.N*2d Sx2d 20.+B2b - мат.

(э)
эрэбэ:та:-дзумэ

"Мат в лифте". Мат с помощью двух ладей, действующих по одной вертикали.
На диаграмме показан ещё один фрагмент старинной задачи цумэ-сёги. Далее следует 1.P*1f Kx1f 2.R2e2f K1g 3.R2i2g K1h 4.R2h K1g 5.R2f2g K1f 6.P*1g K1e 7.R2e K1d 8.R2d K1e 9.R2h2e - мат.
Другие похожие способы способы поставить мат двумя ладьями, действующими по одной вертикали, также называются "матом в лифте" (эрэбэ:та:-дзумэ).

эн-да

"Дальний сброс". Разновидность "ограниченного сброса" (гэнтэй-да). Сброс ладьи или слона в определённое поле вдали от короля противника в случае, когда при сбросе в другое поле мат не получается.
[Смотрите "гэнтэй-да" (ограниченный сброс) и "сай-эн-да" (самый дальний сброс)]

(о)
о:сю

"Ответные меры". Способы "стороны короля" (гёку-гата) предотвратить шахи.
[Смотрите "гёку-гата" (сторона короля)]

ои-дзумэ

"Мат преследованием". Простой мат серией шахов, без оригинальных жертв и "волшебных ходов" (мё:сю).
[Смотрите также "цуму-сёги" ("простой мат")]

окури

"Конвоирование, сопровождение". [Общий термин]. Название тактического приёма (тэсуджи). Применяется в случае, когда ладья или превращённая ладья объявляет шах королю, от которого противник закрывается фигурой-вставкой (аи-гома). Приём (тэсуджи) заключается в том, что атакующая сторона с другой стороны от короля сбрасывает, например, золото, которое король вынужден побить. Это тэсуджи часто упрощает атаку на короля.
На диаграмме показан пример применения такого тэсуджи. Далее последует 1.G*2b Kx2b 2.+Rx4b и вскоре мат.

о-вакарэ

"Разветвление хвоста". Возможность в "заключительной части" (сю:соку) задачи поставить мат не по "замыслу" (саку-и) автора задачи. Обычно такой альтернативный способ длиннее "замысла" (саку-и), или "лишний мат" (ё-дзумэ) появляется вследствие "несовершенной композиции" (фу-кандзэн саку) в случае избытка фигур.
[Смотрите "сю:соку" (заключительная часть, точка сходимости), "саку-и" (замысел), "ё-дзумэ" (лишний мат) и "фу-кандзэн саку" (несовершенная композиция)]


Что такое сёги / Цумэ-сёги

Используются технологии uCoz