Дайгоро Сато (9-й дан)
Непобедимая Шикенбиша
Глава 5. Шикенбиша, блокирующая "быструю игру".
В этой главе рассказывается о варианте, в котором в качестве ответной меры против намерения "статичной ладьи" (Ибиша) начать "быструю атаку" продвижением …P6e сторона, играющая Шикенбишу, отступает серебром на 7h. В партиях профессионалов такое отступление практически не встречается. Видимо, потому, что оно сопровождается потерей темпа. Здесь эта мера "сдвинутой ладьи" (фирибиша) рассматривается как один из новых вариантов против эффективной стратегии противника. |
Ходы после Диаграммы 1: 1. S7h (Диаграмма 2). 1.S7h - блокировка атаки Белые (готэ) уже выдвинули пешку …P6d и планируют следующим ходом начать атаку 1…P6e. Если чёрные (сэнтэ) необдуманно сыграют выжидающий ход 1.P4f (или 1.P1f - с тем же результатом), то сразу же последует 1…P6e. Чёрные (сэнтэ) не могут бить пешку. На 2.G4g выходит конь - 2…N7c и у чёрных (сэнтэ) возникают трудности.Поэтому здесь чёрные (сэнтэ) отводят назад выдвинутое ранее серебро 1.S7h, несмотря на то, что это является потерей темпа. Теперь на 1…P6e последует 2.Px6e Bx7g+ 3.Sx7g и у чёрных (сэнтэ) хорошая позиция. Далее, при случае, они могут планировать продвижение P6d с последующим B*6c. |
1… G4a4b 2. P1f P1d 3. R6i (Диаграмма 3). Вторая часть подготовки фигурных построений Поскольку ранняя атака не проходит, белые (готэ) ходом 1…G4a4b укрепляют короля. 3.R6i - ход с глубоким смыслом. Теперь в случае размена слонов на …Bx7g+ чёрные (сэнтэ) ответят Nx7g. Ладья на 6i не позволяет противнику сыграть далее …B*8h. S7h ~ R6i - конструкция, которая часто применяются на практике. |
Ходы после Диаграммы 3: 3… P9d 4. P9f P4d 5. P4f (Диаграмма 4). 4…P4d - гибкая стратегия После обоюдного выдвижения крайних пешек белые (готэ) играют 4…P4d. Этот ход может показаться странным, поскольку в результате перекрывается линия собственного слона. Но, так как атака путём …P6e не оказывается успешной, можно сказать, что у белых (готэ) возникают трудности с хорошими продолжениями, и 4…P4d становится единственным ходом. Давайте рассмотрим другие возможные продолжения белых (готэ). |
(1) 4…N7c - в ответ последует выжидающий ход 5.P4f, и у белых (готэ) ещё большие трудности с хорошими ходами. (2) 4…S7c - белые (готэ) планируют атаку Богин. Далее в варианте 5.P4f S8d 6.P6e Bx7g+ 7.Nx7g (Вариант 1) чёрные (сэнтэ) добиваются размена слонов. Теперь на 7…S7c чёрные (сэнтэ) продолжают 8.P5e. Атака Богин не удаётся. |
(3) 4…P7e. Далее после 5.Px7e R7b (или сразу в ответ на простое 4…R7b) чёрные (сэнтэ) продвигают пешку 6.P6e (Вариант 2). Опустив подробные объяснения, здесь можно отметить, что на 6…Rx7e последует двойной удар на ладью и короля (оотэ-биша), на 6…Bx7g+ 7.Nx7g Rx7e последует 8.B*6f с нападением на ладью и угрозой превращения слона, и, наконец, чёрные (сэнтэ) угрожают сыграть Px6d. Как видно из приведённых рассуждений, при вскрытии линии слонов белые (готэ) оказываются в затруднительном положении. |
Ходы после Диаграммы 4: 5… P7e 6. Px7e R7b 7. P6e Px6e 8. Rx6e P*6d (Диаграмма 5). Развитие "руками противника" Продвижение пешки с жертвой (цуки-сутэру) 5…P7e и далее 6…R7b - плановая акция белых (готэ). Нацелившись на незащищённую "голову" слона, они планируют развитие ладьи. Сразу 5…R7b плохо из-за 6.P6e. В ответ на 6…R7b следует 7.P6e - естественное развитие чёрных (сэнтэ). Секрет "сдвинутой ладьи" (фурибиша) - в том, чтобы умело использовать действия противника для развития своих фигур. |
Ходы после Диаграммы 5: 9. R6i Rx7e 10. S6g R7d 11. P*7f P6e 12. G4g (Диаграмма 6). Низкая позиция После того, как чёрные (сэнтэ) возвращают ладью 9.R6i, белые (готэ) играют 9…Rx7e. После 10.S6g следует 10…R7d - хороший ответ белых (готэ). Теперь чёрные (сэнтэ) ходом 11.P*7f закрывают слабое поле, поскольку грозит 11…P*7f с продолжением 12.B8h P8f 13.Px8f R8d 14.S7h Rx8f 15.P*8g R8b и серебро чёрных (сэнтэ) оказывается парализованным, что совсем нехорошо. |
Ходы после Диаграммы 6: 12... S6d 13. P3f S6b5c 14. N3g G5b4c 15. P2f N7c (Диаграмма 7). Подготовка к решительной схватке "Статичная ладья" (ибиша), играя 12…S6d ~ 15…N7c, готовится к атаке на голову слона: 16…P*7e 17.Px7e Sx7e. Чёрные (сэнтэ) занимаются укреплением позиции в ожидании подходящего момента для начала решительной схватки. Белые (готэ) ходами 13…S6b5c и 14…G5b4c также заблаговременно укрепляют короля. |
Ходы после Диаграммы 7: 16. P4e Px4e 17. Bx2b+ Kx2b 18. B*6c R8d (Диаграмма 8). Провокация активных действий Ход 16.P4e провоцирует активные действия. Чёрные (сэнтэ) не могут здесь медлить, поскольку нельзя допустить вторжение после 16…P*7e 17.Px7e Sx7e. |
Вместо 16…Px4e ход 16..P5e также может показаться достойным рассмотрения, но в этом случае последует 17.Px4d Sx4d 18.P*4e S4d5c 19.R5i (Вариант 3). Если здесь белые (готэ) играют (1) 19…Px5f, то 20.Bx2b+ Kx2b 21.B*7b (с угрозой после 22.B8c+ выиграть ладью) 22…R8d 23.Sx5f. В этом варианте чёрные (сэнтэ) получают уверенную позицию. Если в позиции "Вариант 3" белые (готэ) сыграют (2) 19…S5d, то 20.G4f Px5f 21.Bx2b+ Kx2b 22.P4d Gx4d 23.B*7g S6d5e 24.Gx5e Sx5e 25.P*4e G5d 26.Sx5f c уверенным выигрышем чёрных (сэнтэ). В итоге, отклонения от основного варианта, пободные показанным выше, обещают белым (готэ) плохую позицию. 18.B*6c в основном варианте - идеальный сброс. |
Ходы после Диаграммы 8: 19. P7e P6f 20. S5h N6e 21. B7d+ Rx7d 22. Px7d (Диаграмма 9). Хороший "тихий" ход Здесь чёрные (сэнтэ) играют "тихий" ход - 19.P7e. Далее грозит 20.B7d+, если же белые (готэ) побьют эту пешку 19…Sx7e, то 20.P*7d. В ответ на 19…P6f чёрные (сэнтэ) оттягивают серебро 20.S5h. Если здесь они сыграют 20.Sx6f, то последует 20…B*7h. На 20.S5h белые (готэ) отвечают 20…N6e - этим ходом они развивают коня и создают плацдарм для контр-атаки. 21…Rx7d в ответ на 21.B7d+ - естественный ход белых (готэ). Здесь они, по-видимому, не могут уклониться от размена ладьи на слона. Если последует, например, 21…R8a, то после 22.Nx4e белые (готэ) оказываются в затруднительном положении. |
Ходы после Диаграммы 9: 22... P*7g 23. R6h P4f 24. G4g4h (Диаграмма 10). Укрепление обороны 22…P*7g - не очень убедительная попытка, но у белых (готэ) здесь нет других хороших ходов для быстрой атаки. Поскольку чёрные (сэнтэ) не могут позволить противнику беспрепятственно атаковать, они защищаются ходом 23.R6h. В ответ следует 23…P4f. Так как эту пешку брать нельзя, золото отступает - 24.G4g4h. Этот ход выглядит пассивно, но отступление золота способствует укреплению обороны. С этого момента чёрные (сэнтэ) переходят к более активным действиям. |
Ходы после Диаграммы 10: 24... B*8d 25. R*8a B*9c 26. P7c+ (Диаграмма 11). 24…B*8d - "с дальним прицелом" 24…B*8d - ход с далеко идущими планами. Сдвоив слонов следующим ходом 25…B*9c, можно рассчитывать на удачный штурм укреплений противника. Здесь это наиболее перспективный план белых (готэ). |
25.R*8a - "бойцовский ход" (сёбу-тэ), основанный на точном рассчёте. Последующее продолжение 26.P7c+ - "лёгкий (быстрый) ход" (кэйсю), который белые (готэ) не могут игнорировать. Теперь после 26… P6g+ 27.Sx6g N5g+ чёрные (сэнтэ) играют 28.+P7d, и на дальнейшее 28…+Nx6h (или 28…+Nx4h) последует 29.+Px8d (Вариант 4) с плохой позицией у белых (готэ). Несколько возвращаясь назад, хочется отметить, что вместо 24…B*8d может обратить на себя внимание другой ход белых (готэ) - 24…P3e, связаный с планом атаки на слабую голову коня. В этом случае последует 25.Px3e P*3f 26.N2e (именно в эту сторону) 26… P2d 27.R*8a Px2e 28.Rx9a+, и чёрные (сэнтэ) получают хорошую позицию, угрожая сыграть 29.L*2d. |
Ходы после Диаграммы 11: 26... Sx7c 27. Rx9a+ S7d (Диаграмма 12). Игровое преимущество Как отмечалось ранее, белые (готэ) не могут игнорировать 26.P7c+, и им приходится играть 26…Sx7c. Чёрные (сэнтэ) отвечают 27.Rx9a+, планируя 28.L*4e. |
Если вместо 27…S7d белые (готэ) решатся на атаку 27…P6g+, то после 28.Rx6g Bx4h+ 29.Gx4h Bxh4+ у чёрных (сэнтэ) есть хороший ответ - 30.S5h4i (Вариант 5). Теперь у белых (готэ) два предполагаемых продолжения: (1) 30…G*4g и (2) 30…P*6f. (1) 30…G*4g. В этом случае следует 31.Sx4h Gx4h 32.B*6f - c двойным ударом на короля и золото. (2) 30…P*6f. Чёрные снова играют 31.Sx4h. Далее: 31…Px6g+ 32.B*3a K3b 33.L*4e - с выигрышем чёрных (сэнтэ). |
Ходы после Диаграммы 12:
28. L*4e P4g+ 29. Lx4c+ +Px3h 30. G4hx3h Gx4c 31. P9e - преимущество у чёрных (сэнтэ).
Охота на слона
В ответ на 28.L*4e белые (готэ) играют 28…P4g+ - естественный ход. После обоюдного размена фигур защиты, чёрные (сэнтэ) переключаются на другой фланг. Ход 31.P9e приносит им преимущество.
Перевод