Вернуться

Дайгоро Сато (9-й дан)

Непобедимая Шикенбиша

Глава 4. Шикенбиша с золотом на 7h.

 

В этой главе рассматривается вариант, когда чёрные (сэнтэ), играя Шикенбишу, располагают золото на 7h. Таким образом левое золото, которое обычно участвует в крепости "базовое Мино", используется для защиты левого фланга. Здесь эта модель рассматривается в качестве действенного средства против атаки Богин "статичной ладьи" (Ибиша).

Исходная дебютная позиция показана на Диаграмме 1. Чёрные (сэнтэ) только что сыграли 1.P9f.

 
Ходы после Диаграммы 1:

1… S7c 2. G7h S5c 3. R6i S8d 4. P6e (Диаграмма 2)

Структура "набора трёх ходов"

Ходом 1…S7c начинается атака Богин. Когда играют атаку Богин, важную роль играет скорость, поэтому выдвижения крайних пешек пропускаются. Чёрные (сэнтэ) отвечают 2.G7h. Золото перемещается для защиты левого фланга. Этот ход является важным моментом в стратегии чёрных (сэнтэ). Этот ход и является темой главы.

Далее стороны предпринимают подготовительные меры против вторжения слонов после их размена. Ход 2…S5c - чтобы не позволить противнику в будущем сыграть B*7a. 2…S5c - необходимый ход, его можно сыграть немного раньше или позже.

3.R6i - чёрные (сэнтэ) выстраивают модель, которая обычно используется в стратегии с золотом на 7h.

3…S8d - белые (готэ) продолжают атаку Богин. Далее они рассчитывают на 4…P7e 5.Px7e Sx7e 6.P*7f P8f с неизбежным разгромом чёрных (сэнтэ).

4.P6e - ход, для которого чёрные (сэнтэ) проводили необходимые приготовления. Теперь удаётся избежать атаки Богин. Таким образом проявляется эффективность "набора трёх ходов" (2.G7h - 3.R6i - 4.P6e).

 


Ходы после Диаграммы 2:

4… Bx7g+ 5. Nx7g P4d 6. P5f (Диаграмма 3).

Вторая часть подготовки фигурных построений

4…Bx7g+ - естественный ход. Если слона побьют чёрные (сэнтэ) 5.Bx2b+, то положение белых (готэ) осложнится опасностью будущей вилки на ладью и короля. Ходом 5…P4d начинается вторая часть подготовки фигурных построений. Если здесь белые (готэ) сыграют 5…P7e, то 6.B*4f (на простое 6.B*6f последует 6…S4d и далее 7…S5e), и далее 6…B*5e 7.Bx5e Px5e 8.B*6f - теперь у чёрных (сэнтэ) нет повода для беспокойства.

6.P5f - чёрные (сэнтэ) планируют развитие в центре.

 

Ходы после Диаграммы 3:

6… G4c 7. S6f S7c 8. P4f (Диаграмма 4).

Оправданные меры

6…G4c - белые (готэ) собирают боевые порядки. Здесь снова на атаку 6…P7e у чёрных (сэнтэ) есть ответ 7.B*4f.

7.S6f - естественное развитие. Поскольку прямая атака Богин не удаётся, отвод серебра 7…S7c - тоже естественный шаг.

 

Ходы после Диаграммы 4:

8… P8f 9. Px8f Rx8f 10. P*8g R8b 11.S4g (Диаграмма 5).

Размен ладейной пешки

Белые (готэ) играют 8…P8f и далее разменивают ладейную пешку, получая пешку в руку. В данном случае это - их право, с которым нельзя поспорить. После 9…Rx8f чёрным (сэнтэ) приходится защищаться простым ходом 10.P*8g.

Ходом 11.S4g чёрные (сэнтэ) начинают преобразование крепости в Мино Кимуры, таким образом подготавливая идеальное построение против вторжения слона.

 


Ходы после Диаграммы 5:

11… G4a4b 12. G3h N3c 13. R5i (Диаграмма 6).

Улучшение формы

Белые (готэ) ходами 11…G4a4b - 12…N3c, и чёрные (сэнтэ) ходом 12.G3h улучшают форму лагеря. Ходом 13.R5i чёрные (сэнтэ) переводят ладью на 5-ю вертикаль, на которой планируют в дальнейшем разменять пешки.

 
Ходы после Диаграммы 6:

13… S7c6b 14. P3f P1d 15. P1f N7c (Диаграмма 7).

Меры против …B*7c

Поскольку серебро на 7c трудно использовать, белые (готэ) играют 13…S7c6b. Теперь поле 7с становится свободно для дальнейших продолжений …N7c или …B*7c. После 14.P3f следует обоюдное выдвижение крайних пешек, и далее белые (готэ) играют 15…N7c. Здесь обращает на себя возможность сбросить слона 15…B*7c, нацеленного на короля противника. В этом случае чёрные (сэнтэ) защищаются ходом 16.B*3g и далее ходом 17.P7e начинают атаку на "голову" слона. В результате у белых (готэ) возникают трудности.

 

Ходы после Диаграммы 7:

16. P5e Px5e 17. Sx5e P*5d 18. S6f P9d 19. L9h (Диаграмма 8).

Вскрытие 5-й вертикали

Разменять пешки на 5-й вертикали и, таким образом, получить пешку в руку - давно запланированная цель чёрных (сэнтэ).

На 18…P9d следует 19.L9h - теперь после перевода ладьи R9i атака по краю будет готова к действию.

 

Ходы после Диаграммы 8:

19… P2d 20. N3g K2b 21. P2f K3b (Диаграмма 9).

У белых (готэ) трудности с ходами

Если вместо 19…P2d белые (готэ) пробуют выиграть пешку 19…P*8f 20.Px8f Rx8f 21.P*8g Rx7f, то последует 22.G6g.

 

Теперь после 22…Rx6g 23.Gx6g B*6h 24.R6i Bx7g+ у чёрных (сэнтэ) есть тонкий ход - 25.P6d (Вариант 1). Далее на 25…Px6d последует 26.P*6c Sx6c 27.R*6a и белые (готэ) получают плохую позицию.

После 19…P2d 20.N3g у белых (готэ) возникают сложности с дальнейшими продолжениями, далее они играют 20…K2b - 21…K3b.

 

Ходы после Диаграммы 9:

22. L1h K2c (Диаграмма 10).

Завлечение

22.L1h - не просто выжидающий ход. Это ход с глубоким смыслом. 22…K2c - единственный ответ против него.

 

Если белые (готэ) сыграют по-другому, то последует 23.R9i (вот -хороший ход!) 23…R9b и далее 24.R1i K2c 25.P2e Px2e 26.P*2d Kx2d 27.B*2b (Вариант 2) - белые (готэ) получают плохую позицию. Здесь ход 23.R9i был искусным продолжением. Если бы чёрные (сэнтэ) просто сыграли 23.R1i, то далее на B*2b белые (готэ) смогли бы ответить …R8a.

 
Ходы после Диаграммы 10:

23. B*6g B*8d 24. P7e Px7e 25. P*7d (Диаграмма 11).

23.B*6g - решающий ход

После завлечения короля противника на 2c следует 23.B*6g. Далее чёрные (сэнтэ) планируют продвижение P3e. Белые (готэ) отвечают "бойцовским ходом" (сё:бу-тэ) 23…B*8d, что естественно. Далее 24.P7e - единственный ход чёрных (сэнтэ). Если вместо этого последует отступление серебра 24.S5g, то 24…Bx5g+ 25.Rx5g S*6f 26.R5h Sx6g+ 27.Gx6g Rx8g+ с плохой позицией у чёрных (сэнтэ). На 24.R5f, последует 24…Bx6f 25.Rx6f S*5e, и у чёрных (сэнтэ) возникают трудности.

Таким образом на 23…B*8d следует 24.P7e Px7e 25.P*7d - и чёрные (сэнтэ) следующим ходом побьют коня.

 


Ходы после Диаграммы 11:

25… P7f 26. Px7c+ Sx7c 27. N8e S7d 28. N*3e K3b 29. Nx4c+ Gx4c (Диаграмма 12).

Курс на превосходную позицию

В ответ на 25…P7f чёрные (сэнтэ) берут коня 26.Px7c+ и далее играют 27.N8e. Если здесь белые (готэ) вместо 27…S7d побьют серебро 27…Bx6f, то, поскольку после 28.Nx7c+ ладья оказывается под ударом, они получают плохую позицию. На 27…S7d чёрные (сэнтэ) ставят вилку 28.N*3e, и после 29.Nx4c+ у белых (готэ) в защите остаётся только один золотой генерал.

 


Ходы после Диаграммы 12:

30. Bx7f Bx6f 31. N7c+ R8d 32. G6g (Диаграмма 13).

Активизация золота

Теперь чёрные (сэнтэ) могут сыграть 30.Bx7f. После 30…Bx6f следует 31.N7c+ R8d. Далее хорошим ходом за чёрных (сэнтэ) является 32.G6g - активизация золота, которое становится "холостой фигурой".

 
Ходы после Диаграммы 13:

32… B8h+ 33. +Nx7d Rx7d 34. P*5e (Диаграмма 14).

Ключевое поле - центр

После 33…Rx7d, в соответствии с принципом "сбрасывай фигуру туда, куда собирается сбросить противник", чёрные (сэнтэ) играют 34.P*5e - сброс в ключевое поле.

Теперь на 34…+Bx5e чёрные (сэнтэ) сыграют 35.Rx5e, и на 35…Px5e последует энергичное продвижение пешки 36.P6d. Если же белые (готэ) сыграют 34…Px5e, то чёрные (сэнтэ) сразу отвечают 35.P6d.

 

Ходы после Диаграммы 14:

34… S4b 35. P6d Rx6d 36. Px5d P*5b 37.S*5c (Диаграмма 15) - у чёрных (сэнтэ) преимущество.

Наилучшая защита белых (готэ)

В позиции на Диаграмме 14 у чёрных (сэнтэ) уже имеется преимущество. Но здесь поясняется несколько последующих ходов.
В позиции на Диаграмме 14 наилучший защитный ход белых (готэ) - 34…S4b. Далее после 35.P6d Rx6d 36.Px5d P*5b простой сброс 37.S*5c оказывается эффективным продолжением. Теперь белым (готэ) оказывается трудно защищаться.

 

В позиции на Диаграмме 15 последует 37…Px5c 38.Px5c+ P*5d 39.+Px4c Sx4c 40.G*5c S*4b 41.Gx4c Sx4c 42.S*5c (Вариант 3). Чёрные (сэнтэ), разменяв золото и серебро, последним ходом 42.S*5c угрожают побить ладью. В позиции Вариант 3 у чёрных (сэнтэ) безоговорочное преимущество.

Перевод serji

Используются технологии uCoz