Дайгоро Сато (9-й дан)
Непобедимая Шикенбиша
Глава 3. Против "Центральной продвинутой пешки" Статичной ладьи.
Поскольку сторона, играющая Шикенбишу, обычно не выдвигает пешку на 5-й вертикали, это естественным образом наводит на мысли о стратегии продвижения пешки на 5e со стороны Статичной Ладьи (Ибиша). Цель такой стратегии - с помощью этого форпоста (продвинутой пешки) оказать мощное давление на позицию противника. В этой главе рассказывается о том, как будет дальше действовать Шикенбиша, позволив противнику сыграть …P5e. |
На Диаграмме 1 показана обычная дебютная позиция, которая, видимо, не нуждается в комментарриях. Только что чёрные (сэнтэ) сыграли 1.P4f. Ходы после Диаграммы 1: 1… P5e 2. P6e S5d (Диаграмма 2). 2.P6e - достойный ответ Ходом 1…P5e белые (готэ) приступают к реализации своего плана. В ответ чёрные (сэнтэ) сразу играют 2.P6e, оказывая упорное противодействие. Этот позитивный ход нацелен на контр-атаку.
|
3. S6f N7c 4. G4g G4a4b 5. L9h P9d (Диаграмма 3).Подготовка к решающей битве Ход 3.S6f также можно назвать естественным продолжением хода 2.P6e. 4.G4g нацелен на атаку против форпоста противника. Ходом 4…G4a4b белые (готэ) укрепляют короля перед тем, как начнётся решающая схватка. Далее следует 5.L9h. Чёрные (сэнтэ) стремятся быстрее перейти к активным действиям и таким образом экономят один темп по сравнению с "обычным" вариантом развития пики путём P9f - L9g. Ход 5…P9d препятствует чёрным (сэнтэ) сыграть в дальнейшем B9e. |
6. P5f Px5f 7. Gx5f P*5e (Диаграмма 4). Борьба за центр Ходом 6.P5f чёрные (сэнтэ) начинают битву за "гору императора" (тэнно:-дзан, то есть поле 5e). На 6…Px5f следует 7.Gx5f, как и было запланировано. 7…P*5e - наилучший ход белых (готэ). Здесь может возникнуть побуждение сыграть сначала 7…P8f и уже после 8.Bx8f сбросить пешку 8…P*5e. В этом случае чёрные (сэнтэ) отступают золотом 9.G5g и затем ходом 10.P7e начнают атаку на "голову" коня. У белых (готэ) нет эффективных способов противодействия. |
8. Sx5e Sx5e 9. Bx5e Bx5e 10. Gx5e (Диаграмма 5). Бурная реакция На 7…P*5e чёрные (сэнтэ) отвечают 8.Sx5e и далее на 8…Sx5e играют 9.Bx5e, чтобы "развить" (разменять) слона. Если вместо 9.Bx5e последует 9.Gx5e, то белые (готэ) начинают атаку на "голову" слона 9…P7e, всвязи с чем у чёрных (сэнтэ) возникают трудности. "Развить" (разменять) фигуры, которые могут стать мишенью для атаки противника - эффективное средство, чтобы не оказаться в проигрыше. Несомненно, теперь 8-я вертикаль осталась незащищённой от продвижения пешки …P8f, но умелые действия чёрных (сэнтэ) не дают противнику времени этим воспользоваться. |
Ходы после Диаграммы 5: 10… B*5g 11. R5h (Диаграмма 6). 10…B*5g - "бойцовский ход" (сё:бутэ) Сейчас белым (готэ) не следует играть 10…P8f. В сложившейся обстановке 10…B*5g становится "бойцовским ходом" (сё:бутэ). Чёрные (сэнтэ) отвечают 11.R5h, нападая на слона. Угрозам противника лучше всего противопоставить не менее сильную угрозу. |
Ходы после Диаграммы 6: 11… Bx4f+ 12. B*6f S*3c (Диаграмма 7). 12.B*6f - многоплановый ход 11…Bx4f+ - естественное продолжение. Белые (готэ) получают пешку в руку и одновременно превращают слона. В ответ чёрные (сэнтэ) играют 12.B*6f. Это хороший ход, поскольку слон чёрных (сэнтэ) работает и в атаке, и в защите. Теперь возникает угроза двойного удара ходом 13.G5f - одновременное нападение на превращённого слона противника и на пику 1a. Кроме того, ход 12.B*6f позволяет защититься от угрозы 12…P*5g 13.R4h, после чего золото 5e оказалось бы без защиты. |
13. P7e R8d 14. R4h +Bx5e 15. Bx5e G*5f (Диаграмма 8). Давление на слабое поле - "голову" коня Заставив противника сбросить серебро из резерва, чёрные (сэнтэ) чувствуют себя в большей безопасности. Теперь они меняют направление атаки, ходом 13.P7e нацелившись на "голову" коня. Белые (готэ) хоть и защищаются ходом 13…R8d, всё равно не могут чувствовать себя спокойно. Далее чёрные (сэнтэ) нападают на превращённого слона 14.R4h. Если превращённый слон белых (готэ) просто уйдёт из-под удара, после 15.Px7d Rx7d 16.S*7e у них возникают большие трудности. Поэтому белые (готэ) играют 14…+Bx5e. Далее на 15.Bx5e следует 15…G*5f. Теперь чёрным (сэнтэ) следует играть внимательно. |
16. P*5с G5bx5c 17. B*5a (Диаграмма 9). Изумительный сброс Если после 15…G*5f чёрные (сэнтэ) просто уведут слона из-под удара, последует 16…Nx6e, и, видимо, невозможно будет предотвратить 17…N5g+. Здесь наступает ключевой момент борьбы, который является важным моментом в предлагаемом варианте. Чёрные (сэнтэ), не убирая слона, сбрасывают пешку 16.P*5c. Рассмотрим, как могут ответить белые (готэ). (1) 16…Gx5e, тогда последует 17.Px5b+ Gx5b 18.B*6a - с практически выигрышной позицией чёрных (сэнтэ). |
(2) 16…G4bx5c, тогда 17.Bx3c+ Nx3c 18.P*5d Gx5d 19.B*6a (Вариант 1). Теперь если 19…G5d5c, то 20.S*5d. Если 19…S5a, то 20.S*4a Kx4a 21.Rx4c+ Gx4c 22.Bx4c+. Если 19…P*5a, то опять 20.S*4a и далее тоже самое. Во всех вариантах белые (готэ) попадают под разгром. Остаётся 16…G5bx5c. Теперь наступает очередь для мощного удара 17.B*5a. |
Ходы после Диаграммы 9: 17... Gx5e 18. Bx6b+ R8c 19. S*8d (Диаграмма 10). Неизбежный процесс Белым (готэ), видимо, ничего не остаётся, кроме взятия слона 17…Gx5e. И на 17…G5c5b, и на 17…G4b5b последует 18.Bx7c+. На 17…Sx5a последует 18.Bx7c+ R8a 19.S*7b - и ладья погибает. На 17…Gx5e чёрные (сэнтэ) отвечают 18.Bx6b+. На попытку белых (готэ) защититься 18…R8c следует 19.S*8d. Позиция чёрных (сэнтэ) становится всё лучше. |
19... R8a 20. +Bx7c B*6f (Диаграмма 11). Улучшение позиции На 19…Rx8d последует 20.+Bx7c с вилкой на ладью и золото. Поэтому продолжение 19…R8a - естественно. Чёрные (сэнтэ) ходом 20.+Bx7c берут коня и одновременно нападают на золото, всё более улучшая своё положение. Ходом 20…B*6f белые (готэ) активизируют слона, одновременно защищая золото. |
Ходы после Диаграммы 11: 21. N*4e Gx4e 22. Rx4e S4d 23. R2e P*5f 24. P*5d G5c5b (Диаграмма 12). Надёжный путь Здесь чёрные (сэнтэ) могут планировать увеличение материального перевеса. Поскольку ладья находится под защитой, они не убирают её из-под удара и сбрасывают коня 21.N*4e. Белым (готэ), видимо, лучше сыграть 21…Gx4e, чем терять фигуру в защите. |
На 22.Rx4e, белые (готэ) нападают на ладью 22…S4d, чтобы заставить противника определиться планом дальнейших действий. Чёрные (сэнтэ) переводят ладью 23.R2e, и далее в ответ на 23…P*5f следует сброс пешки с нападением 24.P*5d. Если здесь белые (готэ) сыграют 24…Gx5d, то после 25.+Bx6c Rx8d 26.+Bx5d (Вариант 2) чёрные (сэнтэ) получают ещё более выгодную позицию. |
Ходы после Диаграммы 12: 25. R2f B8h+ 26. Rx5f +Bx8i 27. R5i +Bg6 28. P6d (Диаграмма 1 3).Спокойное отступление ладьи Здесь отвод ладьи 25.R2f - хороший сдерживающий ход. Теперь белые (готэ) не могут сыграть …P5g+, так как потеряют слона. На 25…B8h+ следует 26.Rx5f, и после 26…+Bx8i чёрные (сэнтэ) играют 27.R5i, захватывая инициативу. Далее продвижением пешки 28.P6d чёрные (сэнтэ) переходят в наступление. |
Ходы после Диаграммы 13: 28… Px6d 29. P*6c (Диаграмма 14) - преимущество у чёрных (сэнтэ) Своевременное навешивание пешки 28…Px6d - единственный ответ. Теперь возникает подходящая позиция для навешивания пешки 29.P*6c. Поскольку чёрным (сэнтэ) далее удаётся создать токина, преимущество на их стороне. |
Перевод