Школа сёги / Цумэ-сёги

Правила цумэ-сёги

Правила цумэ-сёги включают в себя основные правила и специальные соглашения, которые могут показаться несколько запутанными.
В этом разделе сначала объясняются основные правила. Затем рассказывается о наиболее сложной части правил цумэ-сёги в, по-возможности, простой для понимания форме.

Основные правила цумэ-сёги

Здесь предполагается, что читатель уже знаком с правилами "игровых сёги".

Основные правила цумэ-сёги включают в себя семь указанных ниже пунктов, которые и составляют, практически, полный набор правил цумэ-сёги.
[Сторона, которая пытается поставить мат называется "атакующей стороной"(сэмэ-ката), сторона, которой ставят мат, называется "стороной короля"(гёку-гата)]

(1) В задачах цумэ-сёги действуют правила "игровых сёги". (Ниже указаны примеры)
   * Действует запрет на "мат сброшенной пешкой" (учи-фу дзумэ) и на сдвоенные пешки (ни-фу).
   * Нельзя сбрасывать "фигуры, которым некуда ходить" (ики-докоро-но най гома).
   * Атакующая сторона может использовать фигуры, захваченные в процессе атаки.
(2) "Повторение ходов" (сэн-ничи-тэ) считается неудачей атакующей стороны.
(3) Атакующая сторона должна поставить мат непрерывной серией шахов наименьшим количеством ходов.
(4) Сторона короля должна сопротивляться таким образом, чтобы для мата потребовалось как можно больше ходов.
(5) Сторона короля может сбрасывать для защиты от шахов все неуказанные на диаграмме фигуры из комплекта, кроме второго короля. Но при этом "бесполезные вставки" (му-да аи) не принимаются в рассчёт.
(6) Атакующая сторона должна использовать все фигуры, имеющиеся в резерве, а сторона короля должна сопротивляться таким образом, чтобы атакующей стороне пришлось бы сбросить все имеющиеся фигуры. В заключительной матовой позиции (цумэ-агари) у атакующей стороны не должно оставаться фигур в руке.
(7) В случае, когда у стороны короля имеется выбор - сопротивление таким образом, чтобы в матовой позиции у атакующей стороны не осталось фигур в резерве, или защита на один ход дольше, при которой в руке атакующей стороны остаются лишние фигуры, "правильным" способом защиты считается первый вариант (когда в окончательной позиции у атакующей стороны не остаётся фигур в резерве). [Только в случае, когда разница составляет один ход (два полу-хода)]

Указанные выше семь пунктов составляют основные правила цумэ-сёги. Их следует знать, чтобы правильно решать задачи цумэ-сёги. Ниже представлены несколько конкретных примеров, демонстрирующих, как используются эти правила.
Пункты (1) ~ (3), видимо, не нуждаются в комментариях для тех, кто знаком с правилами "игровых сёги". Поэтому дальнейшие пояснения относятся к пунктам (4) ~ (7).

(4) Сторона короля должна сопротивляться таким образом, чтобы для мата потребовалось как можно больше ходов.

 

На диаграмме слева показана задача цумэ-сёги на мат в 3 хода (5 полу-ходов). Попробуйте решить её.

Правильное решение: 1.R*1b Kx1b 2.B*3d K1c 3.B2c+ - мат.

Здесь, если на 1.R*1b сторона короля ответит 1...Lx1b, то мат сразу ставится ходом 2.B*2d. Поскольку есть возможность защищаться дольше, ход 1...Lx1b считается ошибочной защитой.
Поэтому в правильном решении на 1.R*1b указывается ответ 1...Kx1b. В соответствии с правилами, сторона короля должна оказывать наиболее упорное сопротивление, чтобы для мата потребовалось как можно больше ходов.

(5) Сторона короля может сбрасывать для защиты от шахов все неуказанные на диаграмме фигуры из комплекта, кроме второго короля. Но при этом "бесполезные вставки" (му-да аи) не принимаются в рассчёт.

Здесь поясняется, что такое "бесполезная вставка" (му-да аи).

Посмотрите на диаграмму слева (Диаграмма 2). Только что атакующая сторона сыграла 1.L*1f. Здесь сторона короля может сбросить несколько фигур на первой вертикали, чтобы закрыться от шаха. Но это не помогает спастись, поскольку пика побьёт все сброшенные фигуры (фигуры-вставки) с шахом, и в итоге король всё равно получает мат. Такой сброс фигур, чтобы закрыться от шаха, не помогает защититься и называется "бесполезной вставкой" (му-да аи). В задачах цумэ-сёги "бесполезные вставки" (му-да аи) не принимаются в рассчёт. То есть, в данном случае, считается что король получает мат сразу после 1.L*1f. (На самом деле, чтобы поставить мат, здесь пику можно сбросить в любое поле на первой вертикали).
Однако, иногда бесплатная жертва "фигуры-вставки" (сброшенной, чтобы закрыться от шаха), которую атакующая сторона бьёт с шахом, помогает защититься. Посмотрите на диаграмму справа (Диаграмма 3). Атакующая сторона только что сыграла 1.L*2f. Если король уходит 1...K1b, то 2.L2c+ K2a 3.+P2b - мат ставится в три хода (5 полу-ходов). Но у стороны короля здесь есть хороший защитный ход: 1...N*2c (или 1...B*2c, или 1...S*2c). Поскольку после 2.Lx2c+ нет шаха, следует 2.Lx2c=. Теперь король может уйти 2...K1b. Далее последует 3.L2b+ K1c 4.+L2c K1d 5.N*2f - мат ставится в 5 ходов (9 полу-ходов). Таким образом жертва "фигуры-вставки" 1...N*2c помогает отдалить мат. Такой сброс называется "промежуточной вставкой" (тю:-аи) и не считается "бесполезной вставкой" (му-да аи).

(6) Атакующая сторона должна использовать все фигуры, имеющиеся в резерве, а сторона короля должна сопротивляться таким образом, чтобы атакующей стороне пришлось бы сбросить все имеющиеся фигуры. В заключительной матовой позиции (цумэ-агари) у атакующей стороны не должно оставаться фигур в руке.

 

На Диаграмме 4 представлена известная задача на мат в 3 хода (5 полу-ходов). Попробуйте решить её.

Правильное решение: 1.R*1c Gx1c 2.G*2d Gx2d 3.L1c+ - мат.

Если здесь вместо 2...Gx2d сторона короля сыграет 2...K1b, то мат получается ходом 3.Lx1c=, если 2...Kx2d, то мат ставится ходом 3.+Bx1c. В обоих этих случаях мат также ставится в 3 хода (5 полу-ходов), но в заключительной матовой позиции (цумэ-агари) в руке атакующей стороны остаётся захваченное золото. Поэтому эти два варианта не являются правильным решением. В этой задаче правильный вариант только один (который указан выше).
Посмотрите ещё раз на Диаграмму 1 (выше на странице). После 1.R*1b Kx1b 2.B*3d K1c мат можно поставить и ходом 3.B2c+, и ходом 3.+B2c. В обоих случаях мат ставится в 3 хода (5 полу-ходов), и в обоих случаях не остаётся лишних фигур в руке атакующей стороны. Поэтому в этой задаче оба варианта являются правильным решением. Правда, в книгах в таких случаях часто указывают только один из правильных вариантов решения.

(7) В случае, когда у стороны короля имеется выбор - сопротивление таким образом, чтобы в матовой позиции у атакующей стороны не осталось фигур в резерве, или защита на один ход дольше, при которой в руке атакующей стороны остаются лишние фигуры, "правильным" способом защиты считается первый вариант (когда в окончательной позиции у атакующей стороны не остаётся фигур в резерве). [Только в случае, когда разница составляет один ход (два полу-хода)]

 

На Диаграмме 5 представлена задача на мат в 3 хода (5 полу-ходов). Попробуйте решить её.

Правильное решение: 1.G*1b Lx1b 2.G*2c Sx2c 3.S*2b - мат.

Думается, здесь могут возникнуть возражения: "Если сторона короля ответит 1...Kx1b, то мат уже ставится за 4 хода (7 полу-ходов)!".
Действительно, после 1...Kx1b последует 2.S*2c Sx2c 3.G*2b K1c 4.Gx2c - мат в 4 хода (7 полу-ходов), и у атакующей стороны остаётся лишнее серебро в руке.
Такая задача может поставить в тупик даже сильных игроков, которые не очень хорошо знакомы с задачами цумэ-сёги.
Подобные случаи регулируются специальным соглашением для задач цумэ-сёги [правило (7)]: "В случае, когда у стороны короля имеется выбор - сопротивление таким образом, чтобы в матовой позиции у атакующей стороны не осталось фигур в резерве, или защита на один ход дольше, при которой в руке атакующей стороны остаются лишние фигуры, "правильным" способом защиты считается первый вариант (когда в окончательной позиции у атакующей стороны не остаётся фигур в резерве). [Только в случае, когда разница составляет один ход (два полу-хода)]".

На этом объяснение правил цумэ-сёги заканчивается. Далее следуют дополнительные комментарии, которые, думается, помогут рассеять возможные сомнения и вопросы, касающиеся некоторых аспектов задач цумэ-сёги.

(1) О "других вариантах" (хэнка) и "осложнениях" (магирэ).
В книгах по цумэ-сёги часто встрачаются слова "хэнка" (другой вариант) и "магирэ" (осложнение). Здесь объясняется смысл этих терминов.
"Другой вариант" (хэнка) в задачах цумэ-сёги - матовый вариант, в котором сторона короля пытается защититься способом, отличающимся от указанного в правильном решении. "Осложнение" (магирэ) - наоборот, вариант, в котором атакующая сторона сыграла ход, отличающийся от правильного решения, в результате чего мат не получается.

(2) О разных способах защиты, приводящих к мату в одинаковое количество ходов.
"В случае, когда разные варианты защиты заканчиваются матом в одинаковое количество ходов, какой из этих вариантов считать правильным решением?" - часто возникающий вопрос.
Варианты защиты, в которых у атакующей стороны остаются в руке лишние фигуры, конечно же, не являются правильным решением. Но как быть в случае, когда в разных вариантах защиты лишних фигур не остаётся?
В этом случае все эти варианты становятся правильными решениями. Однако, и в этом случае, хорошие игроки пытаются, по-возможности, в точности разгадать "замысел композиции".
То есть, "в случае, когда разные варианты защиты приводят к мату в одинаковое количество ходов, и лишних фигур не остаётся, правильным решением можно признать вариант, требующий от атакующей стороны наиболее необычных решений".

 

Например, попробуйте решить известную задачу цумэ-сёги на мат в 3 хода (5 полу-ходов), представленную на диаграмме 6.

Правильное решение: 1.R*2b L*3b 2.G*4c Kx4c 3.G*5c.

Если сторона короля на 1.R*2b ответит 1...Bx2b, то 2.G*5c K3b 3.G*4b - мат также ставится в 3 хода (5 полу-ходов) и лишних фигур не остаётся. Но после 1...L*3b (можно закрыться и другой фигурой) на обычный ход 2.G*5c король уходит 2...K3a и мат не получается. То есть, на 1...L*3b требуется несколько необычный ответ - 2.G*4c, поэтому этот вариант и приводится в качестве правильного решения.
Создатели задач цумэ-сёги, по-возможности, стараются составлять задачи таким образом, чтобы вариант правильного решения был единственным. Но бывают случаи, в которых невозможно исключить разные варианты защиты, приводящие к мату в одинаковое количество ходов без лишних фигур. Решая такие задачи, старайтесь найти вариант защиты, требующий от атакующей стороны наиболее необычного ответа, и этот вариант указывайте в качестве правильного решения.

(3) О "небольших дефектах задач" (кидзу).
"В этой задаче есть небольшой дефект (кидзу)" - такое выражение можно услышать в рассуждениях составителей задач цумэ-сёги. Но у тех, кто решает задачи, если они не знают, что это такое, в такой задаче может и не возникнуть каких-либо вопросов. Тем не менее, поскольку дополнительная информация поможет лучше понимать задачи цумэ-сёги, здесь приводятся некоторые комментарии по этой теме.
Во-первых, "разные варианты защиты, приводящие к мату в одинаковое количество ходов без лишних фигур" - разновидность "небольшого дефекта" (кидзу). Составителям задач исключение таких вариантов доставляет множество трудностей.
Другими типами "небольшого дефекта" (кидзу) являются "отсутствие определённости" (хи-гэнтэй, например, когда для успешной атаки есть возможность нескольких вариантов сброса пики, слона или ладьи в разные поля на какой-либо линии) и "вариант защиты на один ход дольше", о котором речь пойдёт в следующем пункте (4). На счёт существенности того или иного "небольшого дефекта" (кидзу) задачи (то есть о количественной оценке) среди составителей композиций цумэ-сёги нет единодушного мнения.
"Отсутствие мата" (фу-дзумэ) и "лишний мат" (ё-дзумэ) не считаются "небольшим дефектом" (кидзу). Композиции с такими недостатками называются "несовершенной (незавершённой) композицией" (фу-кандзэн саку) и не считаются полноценной задачей цумэ-сёги.

(4) О "варианте защиты на один ход дольше".
Даже среди сильных игроков довольно многие не знакомы с этим правилом цумэ-сёги. По этой теме, также, как и по "разным вариантам защиты, приводящим к мату за одинаковое количество ходов", возникает наибольшее количество вопросов. Среди "более длинных вариантов защиты" (хэнка тё:-тэсу:), в которых ответы стороны короля, отличающиеся от указанных в правильном решении, позволяют защищаться дольше, выделяют "вариант защиты на один ход (два полу-хода) дольше" (ни-тэ хэн-тё:), наличие которого считается "небольшим дефектом" (кидзу) задачи. Задачи с таким "небольшим дефектом" (кидзу) встречаются и в книгах, причём, без каких-либо комментариев, что часто вызывает вопросы читателей.

Пример такой задачи приведён на Диаграмме 5 (выше на странице).
Как уже упоминалось выше, сторона короля может сопротивляться 4 хода (вместо 3-х), в результате чего у атакующей стороны остаётся в руке лишняя фигура. В соответствии со специальным соглашением, здесь правильным решением считается матовый вариант в три хода.
В старых книгах можно найти задачи, содержащие "варианты защиты на два хода (четыре полу-хода) дольше" с остатком лишних фигур у атакующей стороны. В наше время большинство специалистов признают такие задачи "несовершенными композициями" (фу-кандзэн саку), которые не следует издавать в обычных книгах по цумэ-сёги.
Однако, задачи с "вариантами защиты на один ход дольше" (ни-тэ хэн-тё:) в обычных книгах встречаются довольно часто. В таких случаях в качестве правильного решения указывайте вариант защиты, при котором в руке атакующей стороны не остаётся лишних фигур.

На этом заканчивается рассказ о правилах и принципах задач цумэ-сёги. Чтобы лучше разобраться в этих правилах и принципах, можно посоветовать лишь обратиться непосредственно к практике решения задач цумэ-сёги. Пробуйте начинать с простых задач, и, чем больше задач решите, тем лучше разберётесь в этом вопросе.


Copyright (c)1999-2004 Shogitown. All Rights Reserved.
Перевод serji

Школа сёги / Цумэ-сёги


Используются технологии uCoz