Прогулочная тропинка Шикенбиши №14

Модель непродвинутой ладейной пешки - "Самое начало"

 
Здесь делается попытка рассмотреть случаи, когда белые (готэ), играя "статичную ладью" (Ибиша), используют фигурные построения с непродвинутой ладейной пешкой.

Если "статичная ладья" (Ибиша) планирует играть непродвинутую ладейную пешку, то практически неизбежно возникнет "Исходная позиция". Далее в качестве эффективной дебютной стратегии обращают на себя внимание три варианта:
1. Правая Шикенбиша;
2. Камаитачи;
3. Содебиша.

 
Лично автору кажется, что план играть Содебишу относительно устарел. Кроме указанных вариантов, белые (готэ) могут также играть Анагуму с непродвинутой ладейной пешкой. Но эта тема требует отдельного разговора и здесь не рассматривается.

Итак, как же лучше всего сыграть в "Исходной позиции"?

 
Автор рекомендует 3.P1f. Этот ход делается с целью посмотреть на планы белых (готэ). (Если можно говорить, что в сёги бывают очевидные ходы, то этот ход является очевидным). Теперь "статичная ладья" (Ибиша) стоит перед трудным выбором.

Если следует 3...P5d, значит белые (готэ) не собираются играть Правую Шикенбишу. Если обнаружится, что белые (готэ) нацеливаются на Камаитачи, то можно ответить "центральной ладьёй" с "серебряным рогом" (цуно-гин Накабиша) или моделью Исиды.

Ход 3...P6d свидетельствует о том, что последует Правая Шикенбиша. Таким образом, узнав планы противника, чёрные (сэнтэ) могут выбирать свою стратегию. Только чёрным (сэнтэ) лучше исключить из своих планов Сангенбишу (ладья на 3-й вертикали). Если же они решатся играть модель Исиды, то необходимо быть внимательным, чтобы не столкнуться с атакой Бокин (дословно "золотой шест"), или другим вариантом, разрушаюшим модель Исиды.

Ход 3...G5b выглядит, пожалуй, как выжидающий ход в ответ на выжидающий ход. Но, как видно, уже не последует Камаитачи. Чёрные (сэнтэ) могут строить свою игру, исходя из того, что последует Правая Шикенбиша, либо Содебиша.

3...P1d - бесполезный ход, исключающий из планов белых (готэ) построение Анагумы. Наиболее эффективный ответ - 4.S7h - ещё один выжидающий ход. Если белые (готэ) будут упорствовать в выжидании, играя 4...K4b, то можно ответить им тем же: 5.S6g, после чего у белых (готэ) трудности с выжидающими ходами. Если не последует ошибочно 5...K3b (на это можно ответить 6.P2f или планировать построение крепости Ганги ("снежный кров")), то другие ходы определят дальнейшую дебютную стратегию белых (готэ). Кроме того, в ответ на 3...P1d чёрные (сэнтэ) могут планировать построение крепости Ягура. В этом случае вместо 4.S7h лучше играть 4.S6h. Этот ход может оказаться для противника сильным раздражителем :-).

Ход 3...K4b оставляет белым (готэ) широкий выбор. Но ответный выжидающий ход 4.S7h ограничивает набор дальнейших приемлемых продолжений. На 4...P1d можно ответить 5.S6g или 5.P2f. Другие ходы белых (готэ) обнаружат их дальнейшие планы.

Выводы
Автору кажется, что вариант, когда белые (готэ) не выдвигают пешку ...P8d, тем самым не оказывая явное давление на позицию "сдвинутой ладьи" (Фурибиша), не является основным. Думается, что таким образом у белых (готэ) получается слишком неэластичная позиция. Если чёрные (сэнтэ) не будут ограничиваться Шикенбишей и более гибко подойдут к выбору дебютной стратегии, то они могут рассчитывать на получение преимущества. По мнению автора, если чёрные (сэнтэ) смогут блокировать вариант Камаитачи, им уже не о чем будет беспокоиться.
Стоит обратить внимание на то, что, так как "сдвинутая ладья" (Фурибиша) играется чёрными (сэнтэ), серебро без труда может выйти на 6g. В этом случае чёрным (сэнтэ) трудно реализовать "выжидающее" серебро на 7h, так как существует множество позиций, в которых ход S7h-6g вынужден. Но, так как ранний выход серебра на 6g в некоторой степени определяет дальнейшую игру чёрных (сэнтэ), им, видимо, необходимо уделить немного внимания последующему построению фигур.
Здесь, думается, можно сделать вывод, что уже в "самом начале" развивающейся таким образом партии "сдвинутая ладья" (Фурибиша) может добиться того, чтобы игра шла под её диктовку.
Конечно исход борьбы не предопределён, и, в любом случае, всё решается за доской. Но приведённые выводы могут подсказать способы игры в подобных ситуациях.


back   top

Используются технологии uCoz