Вернуться

Дайгоро Сато (9-й дан)

Непобедимая Шикенбиша

Глава 5. Шикенбиша, блокирующая "быструю игру".

 

В этой главе рассказывается о варианте, в котором в качестве ответной меры против намерения "статичной ладьи" (Ибиша) начать "быструю атаку" продвижением …P6e сторона, играющая Шикенбишу, отступает серебром на 7h. В партиях профессионалов такое отступление практически не встречается. Видимо, потому, что оно сопровождается потерей темпа. Здесь эта мера "сдвинутой ладьи" (фирибиша) рассматривается как один из новых вариантов против эффективной стратегии противника.

 

Ходы после Диаграммы 1:

1. S7h (Диаграмма 2).

1.S7h - блокировка атаки

Белые (готэ) уже выдвинули пешку …P6d и планируют следующим ходом начать атаку 1…P6e. Если чёрные (сэнтэ) необдуманно сыграют выжидающий ход 1.P4f (или 1.P1f - с тем же результатом), то сразу же последует 1…P6e. Чёрные (сэнтэ) не могут бить пешку. На 2.G4g выходит конь - 2…N7c и у чёрных (сэнтэ) возникают трудности.

Поэтому здесь чёрные (сэнтэ) отводят назад выдвинутое ранее серебро 1.S7h, несмотря на то, что это является потерей темпа. Теперь на 1…P6e последует 2.Px6e Bx7g+ 3.Sx7g и у чёрных (сэнтэ) хорошая позиция. Далее, при случае, они могут планировать продвижение P6d с последующим B*6c.

 


Ходы после Диаграммы 2:

1… G4a4b 2. P1f P1d 3. R6i (Диаграмма 3).

Вторая часть подготовки фигурных построений

Поскольку ранняя атака не проходит, белые (готэ) ходом 1…G4a4b укрепляют короля.

3.R6i - ход с глубоким смыслом. Теперь в случае размена слонов на …Bx7g+ чёрные (сэнтэ) ответят Nx7g. Ладья на 6i не позволяет противнику сыграть далее …B*8h. S7h ~ R6i - конструкция, которая часто применяются на практике.

 

Ходы после Диаграммы 3:

3… P9d 4. P9f P4d 5. P4f (Диаграмма 4).

4…P4d - гибкая стратегия

После обоюдного выдвижения крайних пешек белые (готэ) играют 4…P4d. Этот ход может показаться странным, поскольку в результате перекрывается линия собственного слона. Но, так как атака путём …P6e не оказывается успешной, можно сказать, что у белых (готэ) возникают трудности с хорошими продолжениями, и 4…P4d становится единственным ходом. Давайте рассмотрим другие возможные продолжения белых (готэ).

 

(1) 4…N7c - в ответ последует выжидающий ход 5.P4f, и у белых (готэ) ещё большие трудности с хорошими ходами.

(2) 4…S7c - белые (готэ) планируют атаку Богин. Далее в варианте 5.P4f S8d 6.P6e Bx7g+ 7.Nx7g (Вариант 1) чёрные (сэнтэ) добиваются размена слонов. Теперь на 7…S7c чёрные (сэнтэ) продолжают 8.P5e. Атака Богин не удаётся.

 

(3) 4…P7e. Далее после 5.Px7e R7b (или сразу в ответ на простое 4…R7b) чёрные (сэнтэ) продвигают пешку 6.P6e (Вариант 2). Опустив подробные объяснения, здесь можно отметить, что на 6…Rx7e последует двойной удар на ладью и короля (оотэ-биша), на 6…Bx7g+ 7.Nx7g Rx7e последует 8.B*6f с нападением на ладью и угрозой превращения слона, и, наконец, чёрные (сэнтэ) угрожают сыграть Px6d.

Как видно из приведённых рассуждений, при вскрытии линии слонов белые (готэ) оказываются в затруднительном положении.

 

Ходы после Диаграммы 4:

5… P7e 6. Px7e R7b 7. P6e Px6e 8. Rx6e P*6d (Диаграмма 5).

Развитие "руками противника"

Продвижение пешки с жертвой (цуки-сутэру) 5…P7e и далее 6…R7b - плановая акция белых (готэ). Нацелившись на незащищённую "голову" слона, они планируют развитие ладьи. Сразу 5…R7b плохо из-за 6.P6e.

В ответ на 6…R7b следует 7.P6e - естественное развитие чёрных (сэнтэ). Секрет "сдвинутой ладьи" (фурибиша) - в том, чтобы умело использовать действия противника для развития своих фигур.

 

Ходы после Диаграммы 5:

9. R6i Rx7e 10. S6g R7d 11. P*7f P6e 12. G4g (Диаграмма 6).

Низкая позиция

После того, как чёрные (сэнтэ) возвращают ладью 9.R6i, белые (готэ) играют 9…Rx7e. После 10.S6g следует 10…R7d - хороший ответ белых (готэ). Теперь чёрные (сэнтэ) ходом 11.P*7f закрывают слабое поле, поскольку грозит 11…P*7f с продолжением 12.B8h P8f 13.Px8f R8d 14.S7h Rx8f 15.P*8g R8b и серебро чёрных (сэнтэ) оказывается парализованным, что совсем нехорошо.

 

Ходы после Диаграммы 6:

12... S6d 13. P3f S6b5c 14. N3g G5b4c 15. P2f N7c (Диаграмма 7).

Подготовка к решительной схватке

"Статичная ладья" (ибиша), играя 12…S6d ~ 15…N7c, готовится к атаке на голову слона: 16…P*7e 17.Px7e Sx7e. Чёрные (сэнтэ) занимаются укреплением позиции в ожидании подходящего момента для начала решительной схватки. Белые (готэ) ходами 13…S6b5c и 14…G5b4c также заблаговременно укрепляют короля.

 

Ходы после Диаграммы 7:

16. P4e Px4e 17. Bx2b+ Kx2b 18. B*6c R8d (Диаграмма 8).

Провокация активных действий

Ход 16.P4e провоцирует активные действия. Чёрные (сэнтэ) не могут здесь медлить, поскольку нельзя допустить вторжение после 16…P*7e 17.Px7e Sx7e.

 

Вместо 16…Px4e ход 16..P5e также может показаться достойным рассмотрения, но в этом случае последует 17.Px4d Sx4d 18.P*4e S4d5c 19.R5i (Вариант 3).

Если здесь белые (готэ) играют (1) 19…Px5f, то 20.Bx2b+ Kx2b 21.B*7b (с угрозой после 22.B8c+ выиграть ладью) 22…R8d 23.Sx5f. В этом варианте чёрные (сэнтэ) получают уверенную позицию.

Если в позиции "Вариант 3" белые (готэ) сыграют (2) 19…S5d, то 20.G4f Px5f 21.Bx2b+ Kx2b 22.P4d Gx4d 23.B*7g S6d5e 24.Gx5e Sx5e 25.P*4e G5d 26.Sx5f c уверенным выигрышем чёрных (сэнтэ).

В итоге, отклонения от основного варианта, пободные показанным выше, обещают белым (готэ) плохую позицию.

18.B*6c в основном варианте - идеальный сброс.

 

Ходы после Диаграммы 8:

19. P7e P6f 20. S5h N6e 21. B7d+ Rx7d 22. Px7d (Диаграмма 9).

Хороший "тихий" ход

Здесь чёрные (сэнтэ) играют "тихий" ход - 19.P7e. Далее грозит 20.B7d+, если же белые (готэ) побьют эту пешку 19…Sx7e, то 20.P*7d.

В ответ на 19…P6f чёрные (сэнтэ) оттягивают серебро 20.S5h. Если здесь они сыграют 20.Sx6f, то последует 20…B*7h.

На 20.S5h белые (готэ) отвечают 20…N6e - этим ходом они развивают коня и создают плацдарм для контр-атаки.

21…Rx7d в ответ на 21.B7d+ - естественный ход белых (готэ). Здесь они, по-видимому, не могут уклониться от размена ладьи на слона. Если последует, например, 21…R8a, то после 22.Nx4e белые (готэ) оказываются в затруднительном положении.

 

Ходы после Диаграммы 9:

22... P*7g 23. R6h P4f 24. G4g4h (Диаграмма 10).

Укрепление обороны

22…P*7g - не очень убедительная попытка, но у белых (готэ) здесь нет других хороших ходов для быстрой атаки.

Поскольку чёрные (сэнтэ) не могут позволить противнику беспрепятственно атаковать, они защищаются ходом 23.R6h. В ответ следует 23…P4f. Так как эту пешку брать нельзя, золото отступает - 24.G4g4h. Этот ход выглядит пассивно, но отступление золота способствует укреплению обороны. С этого момента чёрные (сэнтэ) переходят к более активным действиям.

 

Ходы после Диаграммы 10:

24... B*8d 25. R*8a B*9c 26. P7c+ (Диаграмма 11).

24…B*8d - "с дальним прицелом"

24…B*8d - ход с далеко идущими планами. Сдвоив слонов следующим ходом 25…B*9c, можно рассчитывать на удачный штурм укреплений противника. Здесь это наиболее перспективный план белых (готэ).

 

25.R*8a - "бойцовский ход" (сёбу-тэ), основанный на точном рассчёте. Последующее продолжение 26.P7c+ - "лёгкий (быстрый) ход" (кэйсю), который белые (готэ) не могут игнорировать. Теперь после 26… P6g+ 27.Sx6g N5g+ чёрные (сэнтэ) играют 28.+P7d, и на дальнейшее 28…+Nx6h (или 28…+Nx4h) последует 29.+Px8d (Вариант 4) с плохой позицией у белых (готэ).

Несколько возвращаясь назад, хочется отметить, что вместо 24…B*8d может обратить на себя внимание другой ход белых (готэ) - 24…P3e, связаный с планом атаки на слабую голову коня. В этом случае последует 25.Px3e P*3f 26.N2e (именно в эту сторону) 26… P2d 27.R*8a Px2e 28.Rx9a+, и чёрные (сэнтэ) получают хорошую позицию, угрожая сыграть 29.L*2d.

 

Ходы после Диаграммы 11:

26... Sx7c 27. Rx9a+ S7d (Диаграмма 12).

Игровое преимущество

Как отмечалось ранее, белые (готэ) не могут игнорировать 26.P7c+, и им приходится играть 26…Sx7c. Чёрные (сэнтэ) отвечают 27.Rx9a+, планируя 28.L*4e.

 

Если вместо 27…S7d белые (готэ) решатся на атаку 27…P6g+, то после 28.Rx6g Bx4h+ 29.Gx4h Bxh4+ у чёрных (сэнтэ) есть хороший ответ - 30.S5h4i (Вариант 5). Теперь у белых (готэ) два предполагаемых продолжения: (1) 30…G*4g и (2) 30…P*6f.

(1) 30…G*4g. В этом случае следует 31.Sx4h Gx4h 32.B*6f - c двойным ударом на короля и золото.

(2) 30…P*6f. Чёрные снова играют 31.Sx4h. Далее: 31…Px6g+ 32.B*3a K3b 33.L*4e - с выигрышем чёрных (сэнтэ).

Ходы после Диаграммы 12:

28. L*4e P4g+ 29. Lx4c+ +Px3h 30. G4hx3h Gx4c 31. P9e - преимущество у чёрных (сэнтэ).

Охота на слона

В ответ на 28.L*4e белые (готэ) играют 28…P4g+ - естественный ход. После обоюдного размена фигур защиты, чёрные (сэнтэ) переключаются на другой фланг. Ход 31.P9e приносит им преимущество.

Перевод serji

Используются технологии uCoz